» Содержание сайта
» Реклама
» Опрос
Нашли ли вы на нашем сайте то, что искали?
Всего ответов: 113
» Погода у нас
» Статистика посещаемости

В данный момент на сайте: 1
Просто прохожих: 1
Зарегистрированных пользователей: 0

Основы психологии

Цель курса: дать основные понятия о предмете психологии и методах, используемых для понимания закономерностей развития человеческой психики, и на этой базе смоделировать основные принципы поведения в различных жизненных ситуациях (в том числе и в экстремальных).

Тема 1. Понятие психологии

Психология в современном понимании – наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики живого существа.

Психика – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать поведением субъекта объективную действительность. Можно рассматривать её как специфическое свойство мозга, его функцию, которая носит характер отражения.

Психическое отражение:

  • дает представление об окружающем мире;
  • совершенствуется в процессе активной деятельности;
  • преломляется через индивидуальность;
  • носит опережающий характер.

Уровни отражения:

  • сознательный – высший уровень. Отличается управлением внешней и внутренней деятельностью организма для достижения поставленной цели, осознанием и постановкой самой цели, выбором способа её достижения. Свойственен только высшим (сознательным) биологическим объектам. Принято считать, что на Земле это только человек.
  • подсознательный – образуется из сознательного в случаях, когда деятельность автоматизируется и перестает осознаваться (сознательно регулироваться). Это бытовая деятельность, управление машинами и механизмами, спорт и т.д.
  • бессознательный – совокупность процессов и механизмов, в функционировании которых биологический объект не отдает себе отчета. Может проявляться в отраженном виде в сновидениях, спонтанных образах, догадках, оговорках, описках, забывчивости, невротических синдромах, творчестве.

Тема 2. Основы сознательного

Вне зависимости от уровня развития живого существа его жизнедеятельность строится для удовлетворения его потребностей. Уровень потребностей бывает разным.

Физиологические потребности – пища, вода, сон, микроклиматические факторы и т.п., без чего организм существовать длительное время не может.

Потребность в безопасности – отсутствие или подконтрольность внешних угроз.

Потребности в привязанности – быть признанным и принятым другими, установить эмоциональную близость с другими особями.

Потребность в уважении, одобрении, признании – имеет более выраженный социальный характер, проявляется в обществе.

Познавательные потребности – удовлетворение любопытства в области знаний о самом себе и окружающем мире.

Эстетические потребности – необходимость гармонии и красоты.

Самоактуализация – понимание важности себя самого в этом мире. Самореализация, т.е. постановка личностных жизненных целей, осознание их прерогативной важности и их достижение.

В общем случае потребности проявляются по мере удовлетворения потребностей предыдущего уровня, но чем выше уровень, тем менее это правило работает. Так, самоактуализация или познавательные потребности могут заставить человека отказаться от реализации части физиологических потребностей или потребности в безопасности, в уважении и т.д. Очень ярко характеризуют уровень развития личности.

Вообще, потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем, традициями общества и личностью индивида. Нужда при этом – чувство ощущаемой нехватки чего-либо важного.

Понимание потребностей людей является основополагающим фактором для многих областей жизни человеческого общества: политика и торговля, административное управление и военные действия, организация семьи и воспитание детей и т.д. Потребность, подкрепленная покупательной способностью – запрос. Запросы меняются от уровня жизни.

Тема 3. Эмоции и чувства

Эмоции (от латинского "emoveo" – волную) – особый класс психологических явлений, проявляющихся в виде непосредственного пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, ситуаций, для удовлетворения своих потребностей. Эмоции – средство приспособления организма к меняющимся условиям среды. Оно несет три функции:

  • включает "аварийный" режим;
  • сигнализирует;
  • заставляет приспосабливаться.

Эти функции могут проявляться отдельно или все сразу.

Эмоции лежат в основе формирования чувств.

Чувства – обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. Они направлены на явления и объекты, имеющие постоянное или существенное значение и отвечают за общую направленность деятельности субъекта, отражают значение их для него в связи с его потребностями. Чувства носят устойчивый характер и могут в свою очередь сами влиять на формируемые эмоции.

Чувства можно классифицировать в соответствии с областями человеческой деятельности:

  • моральные;
  • эстетические;
  • практические;
  • интеллектуальные;
  • сексуальные;
  • родительские;

и т.п.

По степени предметного содержания чувства могут быть конкретными, обобщенными или абстрактными.

Чувства развиваются с развитием индивида и изменением обстоятельств:

  • включаются новые объекты;
  • повышается уровень сознательного и волевого контроля;
  • включается нравственная регуляция (совесть, долг и т.д.).

Тема 4. Эмоциональные состояния

Настроение – слабовыраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности индивида.

Страсть – длительное устойчивое состояние, ставшее частью личности. Страсть можно отнести к чувствам. Иными словами, это концентрация жизненных сил, помыслов и интересов на объекте страсти.

Аффект – кратковременная бурно протекающая реакция, носящая характер эмоционального взрыва, связанная с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающаяся резко выраженными двигательными проявлениями.

Состояние беспокойства – состояние, вызванное возможными отрицательными факторами, оценить которые реально индивид не может из-за недостатка информации.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению её эффективности, подавлению воли, расходованию жизненных ресурсов, возможно, и к смерти.

Стресс – напряженное состояние организма человека (физическое или психическое), связанное с приспособлением организма к новым условиям, выходящим за рамки опыта данного индивидуума.

Различают стрессы:

  • психологический:
    • эмоциональный (положительный и отрицательный);
    • информационный;
  • физический.

Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами.

Тема 5. СТРЕССОРЫ и способы выхода из стресса

Стрессорами физического стресса могут быть:

  • высокая или низкая температура окружающей среды;
  • высокое или низкое давление среды;
  • неудобство позы, гиподинамия;
  • значительные физические нагрузки;
  • отсутствие пищи, воды, кислорода;
  • невозможность справлять свои естественные надобности.

Стрессорами психологического информационного стресса являются:

  • избыток значимой информации;
  • недостаток значимой информации;
  • высокий уровень помех (шум, плохая видимость, физические помехи).

Стрессорами психологического эмоционального стресса являются:

  • значительные положительные или отрицательные эмоции;
  • отсутствие эмоциональной окраски общения;
  • чрезмерная эмоциональная окраска общения;
  • информационный или физический стресс, действующий длительное время.

Состояние стресса характеризуется мобилизацией ресурсов организма. Она проходит в три этапа:

  • мобилизация "поверхностных" ресурсов в организме без перестройки его функционирования;
  • перестройка функционирования организма и включение в работу "глубинных" ресурсов – иногда в разговорной речи это называют "вторым дыханием";
  • расходование ресурсов организма до полного их истощения.

Если действие стрессоров не прекращается – наступает фрустрация и смерть.

Для выхода из состояния фрустрации при психологическом стрессе обычно требуется посторонняя психологическая помощь. Это связано с особенностями психики. Индивид сам генерирует в своем мозгу проблемы, часто надуманные и ставит себе непреодолимые препятствия, всячески искусственно занижая свои способности выхода из этого состояния. При отсутствии помощи возможны психические срывы, заболевания, суицид, смерть от полного израсходования ресурсов организма.

Порядок и способы выхода из стресса

Во-первых, прекратить воздействие стрессоров. Действовать от противного. При слишком сильных положительных эмоциях – дать физическую нагрузку, сочетающуюся с некоторым отрицательным эмоциональным фоном. При отрицательных – положительные эмоции на фоне спокойной физической несложной нагрузки. При холоде – согреть. При перегреве – охладить и т.п. Надо помнить, что противоположное воздействие должно носить интенсивный характер только первые мгновения. Потом воздействие должно приобретать "мягкий", щадящий характер, чтобы не вызвать противоположного стресса. При этом очень важен контроль за психическим и физическим состоянием пациента. При приведении его в удовлетворительное физическое состояние необходимо заняться психологической реабилитацией пациента.

При этом полезно применять:

  • водные процедуры – купание, баня, душ и т.п. в зависимости от перенесенных физических воздействий и состояния;
  • смена обстановки (образа жизни);
  • занятие хобби;
  • планирование деятельности или, наоборот, полная спонтанность поведения;
  • психическая саморегуляция;
  • физические способы снятия стресса:
    • "зажевывани"»;
    • "заговаривание";
    • физические нагрузки;
    • секс.

Тема 6. Особенности психологии "экстремальщиков"

При занятиях экстремальными видами спорта, профессиональной деятельностью, связанной с риском, подверженность стрессам очень высока.

Обязательно необходим строгий внешний контроль за нагрузками до устойчивого образования у индивида возможности самоконтроля. Длительное пребывание в третьей фазе стресса приводит к расходованию ресурсов организма и может закончиться его смертью. Возможно возникновение травм, заболеваний, значительное укорачивание срока жизни.

Самая неприятная ситуация возникает, когда нет возможности вовремя снять действие стрессоров. Например, при военных действиях, катастрофах, длительных преступлениях, сложных походах. Пребывание в состоянии стресса в течение большого времени может привести к серьезным психологическим и физическим травмам.

Кроме этого, надо учитывать, что психологическую помощь должен обязательно оказывать человек, не подвергавшийся накануне воздействию стресса. Он должен быть не уставшим, внимательным, знать особенности психики пациента и характер перенесенного воздействия. Не всегда это возможно. И это является дополнительным риском.

Надо понимать, что с развитием опыта личности уровень внешних воздействий, приобретающих характер стрессоров, постоянно растет. То, что еще вчера казалось страшным и трудным, сегодня уже не вызывает таких реакций организма и становится обыденной работой. Главное – организм привыкает к преодолению стрессов и вырабатывает определенные компенсационные психические и физические механизмы. Он становится устойчивым к стрессу.

Обратной стороной этого является возникновение у организма потребности стресса. Само отсутствие стрессоров уже может рассматриваться организмом, как стресс с выработкой механизма компенсации. Ситуация чревата тягой к повышенному риску в быту, к поиску новых экстремальных ситуаций. Притупляется чувство риска и при попадании в другие, незнакомые индивиду сложные условия. Организм не воспринимает их как сложные, недооценивает их. Например, может проходить неправильная правовая и эмоциональная оценка ситуации, недооценка опасности травмы. Это может привести к тяжким последствиям.

С другой стороны, результатом длительного отсутствия стрессоров для такого организма может для отдельных индивидов проявиться в нежелании подвергаться сильным стрессовым воздействиям и отход от экстремальной деятельности. Это значит, что компенсационный механизм организма оказался очень мощным, и для дальнейших занятий не хватает мотивации.

Оптимально переключение личности на преодоление других стрессоров, носящих конструктивный для развития личности характер (например, в ходе интенсивной учебы, профессиональной деятельности, другого вида спорта и т.п.) без длительного прерывания действия стрессообразующих факторов.

Тема 7. ВОЛЯ и волевые качества личности

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия (в том числе свои непосредственные желания и стремления).

Волевые качества личности:

  • целеустремленность – способность подчинять действия заданной цели;
  • настойчивость – мобилизация усилий для длительной борьбы с трудностями;
  • выдержка – торможение действий, мыслей, чувств, мешающих достижению цели;
  • решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые обоснованные решения;
  • инициативность – умение работать творчески, предпринимать действия по собственному почину;
  • самостоятельность – способность не поддаваться влиянию различных факторов, критически воспринимать советы других;
  • организованность – разумное планирование, упорядоченная организация своей деятельности;
  • дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
  • смелость – умение побороть страх и идти на риск для достижения цели несмотря на опасность;
  • исполнительность – старательность, выполнение указаний.

Этапы волевого действия:

  • постановка цели и формирование стремления достичь её;
  • осознание ряда возможностей достижения цели;
  • появление мотивов, подкрепляющих или отвергающих эти возможности;
  • борьба мотивов и выбор;
  • принятие одной из возможностей в качестве версии;
  • осуществление принятых решений.

Тема 8. РОЛЬ, СТАТУС, ЛИДЕРСТВО

Роль – набор действий, которых ожидают от индивида окружающие люди. Все люди играют много ролей: сына (дочери), пассажира, работника, ученика, супруга и т.п. У каждой роли есть статус – степень положительной оценки индивида со стороны общества.

Статус можно различать по формальным и неформальным признакам. Формально статус – это, прежде всего, место в социальной иерархической лестнице (должность). Уборщица в школе, учитель, директор, начальник департамента, министр, президент и т.п. имеют разный статус. Неформально статус – общественная оценка личности человека (честен, порядочен, плут и т.п.). Формальная сторона является определяющей, так как она связана, как правило, с юридическим закреплением статуса в обществе. Неформальная оценка "окрашивает" статус, но не изменяет его (недобросовестная уборщица, хороший учитель, талантливый администратор, министр-взяточник и т.п.).

Лидерство – процесс психологической саморегуляции группы, когда один из её членов берёт на себя большую ответственность, чем другие члены группы.

 

Виды лидеров:

 

по содержанию:

 

по типу управления:

эмоциональный

 

демократический

инструментальный

 

авторитарный

 

 

попустительский

Эмоциональный лидер выделяется из среды в процессе эмоциональных отношений между людьми в группе. Это своего рода "душа общества". Обычно не годится для выполнения группой конкретных задач деятельности, так как не в состоянии организовать конкретную работу. Инструментальный лидер выдвигается группой для решения конкретных задач.

Тема 9. ОБЩЕНИЕ

Общение – взаимодействие людей, включающее в себя:

  • обмен информацией – низший уровень общения, возможный даже между незнакомыми людьми;
  • интерактивное взаимодействие – активное выполнение общающимися совместных дел, объединение их общностью целей и задач и методами их решения. При интерактивном общении люди объединяются в группы. Устойчивая группа, объединенная единством целей, задач и реализацией их решения – коллектив;
  • перцептивное поведение (общение как познание людьми друг друга) – высшая ступень общения, основанная на реализации глубокого психологического контакта между общающимися.

"Пирамида" общения:

Пирамида общения

Сексуальные отношения и общение

На общение людей разного пола накладывается сексуальное влечение (окраска отношений). Сексуальное влечение может возникать уже на самом низком уровне общения. Это типично для людей, т.к. сексуальное влечение – проявление инстинкта продолжения рода, общего для всех живых существ. Оно может быть различной интенсивности. Общепринято для человеческого общества называть интенсивно сексуально окрашенное общение верхнего уровня любовью. Сексуально неокрашенные отношения верхнего уровня – дружба. В зависимости от степени сексуальной окрашенности отношений люди могут испытывать друг к другу симпатию, сексуальное влечение разной степени, страсть.

Тема 10. Приемы, способствующие эффективному длительному общению

  1. Наиболее устойчивое впечатление создается в течение первых 15 секунд общения ("правило 15 секунд").
  2. Правило 3-х плюсов:
    1 + имя собеседника;
    2 + улыбка;
    3 + комплимент
    дополнительно:
    4 + внушение значимости или значительности.
  3. Юмор.
  4. Общая тема.
  5. Умение слушать.
  6. Дистанция.
  7. Установки.

Эффекты:

  • "ореола";
  • "бумеранга";
  • "первичности";
  • "новизны";
  • "снисходительности".

Улыбка. Необходимо проявлять максимальную доброжелательность.

Комплимент:

  • Косвенный комплимент – хвалят не самого человека, а то, что ему дорого (необходимо знание собеседника и его симпатий-антипатий, возможен на 2-3 уровне общения).
  • Комплимент по принципу "- +" (балансировка). После "-" человек теряется, готов возразить, но тут говорится приятное. Комплемент наиболее эмоционально насыщен и хорошо запоминается, но рискован. Необходим высокий темп смены "-" на "+", "-" должен быть меньше "+", говорящий должен не давать перебивать себя собеседнику.
  • Комплимент-сравнение. Тот с кем вы сравниваете собеседника, должен быть им уважаем или дорог ему.
  • Комплимент-критика. Похож на "- +", но наоборот ("+ -"). Цель – скорректировать поведение собеседника.

Состояние психологического контакта – переживание глубокого взаимного доверия, сопровождаемое легкостью отношений людей, позволяющее успешно общаться и решать совместные задачи. Стадии установления психологического контакта:

  • установление контакта (знакомство, создание первого впечатления);
  • формирование "поля доверия" собеседника к содержанию общения;
  • урегулирование и формализация отношений;
  • совместная деятельность;
  • углубление доверия, взаимное изучение друг друга общающимися;
  • создание большого числа перекрестных связей в общении (общие друзья, увлечения, совместный отдых и т.п.);
  • поддержание отношений на определенном уровне и их развитие.

Тема 11. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Различают вербальное и невербальное общение. Невербальное – не связанное с речью. Наиболее развито – до 90% от всего общения.

Способы обработки информации:

  • визуальный;
  • аудиальный;
  • киностетический (движения, осязание, обоняние и т.п.);
  • дискретный.

Невербальное общение, прежде всего, идёт на визуальном и киностетическом уровне.

Различают мимику, жесты, позы:

  • инстинктивные;
  • традиционные;
  • осознанные.

Примеры инстинктивных:

  • "увод" глаз;
  • закрывание рта рукой при лжи;
  • взгляд в лицо при разговоре;
  • все жесты и позы сексуального заигрывания;
  • движения мимических мышц как реакция на эмоциональное состояние.

Традиционных:

  • жесты восторга, поощрения;
  • жесты, подчеркивающие статус или отношение к собеседнику.

Осознанных:

  • любая мимика и жесты, управляемые сознательно.

Инстинктивные жесты даны нам с рождения, как дано и их понимание, хотя не всем это дано одинаково. Люди, хорошо понимающие невербальную информацию и способные донести её другим людям, обладают явными артистическими способностями. Невербальные инстинктивные сигналы млекопитающих сходны и понятны почти всем видам животных.

Традиционные жесты – результат воспитания. Иногда один и тот же жест трактуется в разных странах и даже разных социальных группах по-разному.

Осознанные жесты – результат индивидуальной работы индивида над собой. Служат для осознанного внушения собеседнику определенных мыслей или эмоций.

Тема 12. Психологические особенности детей различного возраста

Детство – период, предшествующий половому созреванию человека.

Психология выделяет 6 возрастов детей по отношению к главной деятельности:

  • младенчество;
  • младший дошкольный возраст (раннее детство);
  • дошкольный возраст;
  • младший школьный возраст;
  • подростковый возраст;
  • старший школьный возраст (юношество).

Ребёнок – бесполое существо, защищаемое от грубых фактов жизни, который должен слушаться взрослых.

Взрослый – зрелость основывается на:

  • половой активности;
  • он встречает факты лицом к лицу.

Такое деление присуще современному урбанизированному обществу "западного" типа, применяющему в своей жизни сложные механизмы социальной регуляции и высокие технологии. Японцы, например, ничего не запрещают детям до пяти лет, а лишь контролируют их от попадания в экстремальные ситуации. Примитивные культуры не предъявляют к детям никаких требований, отличающихся от требований ко взрослому, и не разрешают взрослым то, что запрещают детям.

Ребёнок младшего возраста побуждается взрослыми к общению с другими людьми. Ему свойственно эмоциональное общение с близкими и на его фоне манипулятивная деятельность. Ребёнок учится простым действиям, обращению с предметами. Формируются основные социально значимые реакции на уровне рефлексов. Предметно-манипулятивная деятельность на первом плане.

К 3-м годам ребёнок уже стремится соотнести свои действия с действиями другого индивида, но навыков мало. Ребёнок осознаёт себя как индивида и усваивает осознанное сравнение себя с другими.

В дошкольном возрасте на первый план выходит игра как модель общения и поведения. Игра идёт как подражание взрослым, которое охватывает все сферы человеческой деятельности – профессиональную, семейную, сферу традиций и укладов и т.п. В этот момент закладываются основные линии поведения человека в будущем, его жизненные установки поведения в обществе и быту. Формируются социальные мотивы – стремление делать что-то полезное. При правильном воспитании они должны преобладать над мотивами личной выгоды или интересом к процессуальной стороне дела. Эмоции и стремления, сохраняя детскую наивность и непосредственность, приобретают новый смысл – сочувствие, сопереживание, умение "влезть в чужую шкуру". В этом возрасте важно общение с животными. Ребёнок учится в своем сознании "дорисовывать" то, что нельзя передать словами. Закладываются основы невербального общения.

Младший школьный возраст характеризуется появлением в жизни ребенка побуждения к учебной деятельности. Если в дошкольный период была сформирована правильная мотивация, если ребёнок приобрел положительный опыт подражательной деятельности, то он активно включается в учебу. Для него это продолжение игры – игра "в школу". Преподавание в начальных классах основано на поддержании у обучения имиджа "интересной игры", постепенном приучении ребенка к дисциплине и передаче ему основных навыков и умений. К средним классам он должен получить все основные навыки, необходимые для дальнейшего обучения.

Подростковый возраст отличается тем, что жизнь перестает быть игрой. Появляется тяга к поступкам, имеющим социальную значимость (сначала внутри группы, класса, затем в обществе). Появляется потребность во "взрослости", самостоятельности. Обычен выход за рамки школьных дел в иную сферу, позволяющую проявить себя и самоутвердиться (компании, клубы, спортивные секции и т.п.). Для нормального развития ребенка требуется создание ситуаций, требующих активной жизненной позиции, дающих признание других людей. Появляется потребность в признании прав ребенка взрослыми.

Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослым при отсутствии реальной возможности утвердиться среди них. Тяга к общению со сверстниками основана на совместных переживаниях "непонятного" мира взрослых. Начинают проявляться новые задатки, которые ранее могли не прослеживаться. Ответственность за порученное дело становится мотивом к его выполнению как реализация потребности к самовыражению.

Общественно-полезное дело – основное содержание деятельности правильно развивающегося подростка. При этом статистика говорит, что положительно относятся к поручаемым им общественно-полезным делам:

  1. в 10-11 лет – 88% детей;
  2. в 13-14 лет – 71% детей;
  3. в 15 лет – 56% детей.

Происходит это из-за переосмысления истинной значимости формальных дел. При этом повышается уровень ответственности за реальные дела, проявляется выборочность дел, осознание мотивации. При работе с подростковыми коллективами совершенно необходимо:

  1. подчинение действий коллектива единой цели;
  2. личная заинтересованность каждого ребенка в решении задачи;
  3. равноправность каждого;
  4. возрастание социальной значимости действий;
  5. понимание каждым участником социальной значимости действий и наличие оценки этих действий.

Юноши и девушки. Период характеризуется началом полового созревания. Ребёнок еще не взрослый, но, чувствуя себя полноценным человеком, ощущая в себе тягу к самореализации, развитию дружеских, любовных отношений, он осознает необходимость дальнейшего обучения, получения профессии, создания материальной базы для своей дальнейшей жизни.

Во многом это период "проб и ошибок". Жестокость ошибок тем меньше, чем гармоничнее развивался ребёнок на первых этапах, чем более хорошие люди его окружали и чем более устойчивые установки он получил в то время.

Период продолжается до наступления устойчивой профессиональной самореализации. В это же время обычно происходит и реализация личностно-половых отношений, складываются более или менее устойчивые пары и создаются семьи. С момента профессионального определения, получения собственных заработков и создания семьи юноши и девушки становятся взрослыми.

В России фасад брусового дома под ваши идеи.;охранное предприятие;Эксплуатации сдвижные Ворот, цены, иметь откатные ворота.

Оцените этот материал!
Добавлено: 21.04.2009 23:12 пользователем grv87  | Просмотров: 2837  | Рейтинг: 4.7/6
Комментариев нет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход
» Разделы
Парусная школа [11]
История парусного спорта и флота [5]
Специалистам по организации досуга (Вожатым) [8]
Туризм [2]
Техническое творчество [0]
Педагогика [2]
» Реклама
» Поиск
» Социальные сети

Создайте закладку этой страницы в социальных сетях!

» Случайное фото
» Реклама