» Содержание сайта
» Реклама
» Опрос
Нашли ли вы на нашем сайте то, что искали?
Всего ответов: 113
» Погода у нас
» Статистика посещаемости

В данный момент на сайте: 1
Просто прохожих: 1
Зарегистрированных пользователей: 0

Страна самых читающих в мире бомжей

Горохова Г.В.

Писатель Вячеслав Рыбаков в одной из публицистических статей рассматривает вопрос: что произойдёт, если в неком государстве примут закон, противоречащий природе человека. Например, введут запрет ходить и стоять на двух ногах, и люди должны будут прыгать на одной. Работающий в жанре альтернативной истории, понимающий законы развития общества писатель рассмотрел ситуацию с моральной и правовой точек зрения. Не менее интересно было бы проанализировать ее с позиции педагогической. Как быть педагогу, если его загружают несвойственной ему работой, а проблемы детства остаются нерешенными?

Казалось бы, Россия в XXI веке наконец влилась в общечеловеческий процесс, провозгласила главными целями гуманизм и свободное развитие личности. Однако тут же делаются оговорки об особом месте России, о ее собственной дороге. Как поет известный певец: «У камня на распутье мы выбираем ту, по которой труднее идти».

И дело не в том, что труднее, а в том, что законы развития никто не отменял, и делая определенные шаги, мы неизбежно придём к результатам, этими шагами предопределенными.

Если от ребёнка всю жизнь прятать горячий чайник, он рано или поздно до него дотянется (запретный плод сладок!) и выльет кипяток на себя. Его не научили понятию «горячее». Если всю жизнь подстилать соломку, то ребёнок не узнает, что падать больно. Если ему доверяли что-то решать самостоятельно в пределах «красным или синим фломастером раскрасить собачку», то как он научится понимать, к каким последствиям приведёт его выбор?

Стремление россиян безмерно опекать своих чад вошло в анекдоты. Однако наша педагогика почему-то тоже пошла по пути «как бы чего не вышло» вместо того, чтобы подумать здраво: а как человек будет жить дальше? Научить его правильно оценивать свои силы, находить выход из сложных ситуаций – не это ли важнейшая задача подготовки ко взрослой жизни? Однако решать эту задачу можно только на практике (а не теоретически), ставя ребёнка в реально сложные условия, при которых может возникнуть реальный ущерб (травма, порча имущества и т.п.), т.к. стопроцентная страховка сводит ситуацию к игровой. Как в компьютерной игре, где проигрыш ничего не значит – можно начать сначала.

Какое отношение имеет этот вопрос к знаменам российской педагогики – духовности и общественности (в противовес западному прагматизму и индивидуализму)? Самое прямое.

Что такое общественность без понимания ответственности каждого человека за происходящее вокруг него? Пустой звук или ругательное выражение советских времен «коллективная безответственность». А коллективная ответственность начинается с ответственности личной.

В свое время академик Н. Амосов писал, что ответственность имеет какую-то конкретную величину, и если кто-то берет её на себя, то на других её уже не остается. Если мама берет на себя ответственность за выполнение ребёнком домашних заданий, то ребёнку уже не надо об этом думать, планировать. В советское время, если рабочий приходил на работу пьяным – отвечал мастер. На производстве это ушло в прошлое, но почему-то живо в образовательных учреждениях. Не бывает случаев, чтобы программу усваивали все без исключения ученики! Наоборот, программы и тесты составляются заведомо так, что не все могут их выполнить. Почему же на педагога возлагается ответственность за 100%-ную успеваемость? Соответственно, с учеников эта ответственность снимается. И они лишаются возможности научиться тем элементарным вещам, которые потребуются на будущей работе: самодисциплине, настойчивости, умению доводить дело до конца и получать реальную оценку своих трудовых усилий.

Развитие идёт всегда от простого к сложному, от «моно» - к «поли», и только от ответственности за самого себя, за свои поступки, свой выбор можно перейти к воспитанию ответственности коллективной. И в этой работе как никогда важен системный подход и поступательное движение, и каждый ребёнок требует ещё большего внимания и кропотливых усилий педагога, ведь развитие каждого ученика идет своими путями и со своей скоростью.

Русские писатели XIX века много думали о соотношении духовности и прагматичности в человеке. Человека с высокодуховными интересами и идеалами без доли практицизма мы уже увидели в романе А.Герцена «Кто виноват» и в «Обломове» Гончарова. Л.Н. Толстой огорчался, что мало на Руси людей практических. А в наше время, когда каждый человек должен крепко стоять на ногах, быть адекватным, ориентироваться в сложной, быстро меняющейся жизни, не важнее ли привить ему в первую очередь эти качества?

И кто сказал, что в результате мы получим кадавра братьев Стругацких («удовлетворение растущих матпотребностей вызовет появление духпотребностей»). Прагматизм – это не только преобладание материальных запросов, это еще и четкое понимание своих целей, и умение их добиваться.

Когда спрашиваешь детей, что человеку нужно для счастья, они хором отвечают: «Деньги!». Глупо, во-первых, этого боятся, во-вторых, словами переубеждать их, что, дескать, за деньги не купишь дружбу, любовь, счастье. Зная размер учительской зарплаты, они подумают: «Вы так говорите, потому что мало зарабатываете, как в басне о лисе и винограде». Однако мы можем и должны дать ребятам возможность выбрать, как им строить свою жизнь, какие идеалы и жизненные ценности поставить во главе. А выбрать человек может только из того, что знает. Следовательно, во-первых, мы должны создать условия, в которых определяющими и даже необходимыми для выживания будут духовные качества, а во-вторых, для начала дети должны к нам прийти.

Хотим мы того или не хотим, система образования включилась в рынок, в конкурентную борьбу за юные умы с телевидением, сферой развлечений, с церковью. Та же самая церковь отнюдь не гнушается использовать все методы маркетинга, в том числе и самые агрессивные, несмотря на свою духовную сущность. Почему же мы боимся показаться прагматичными, а точнее практичными, трезво мыслящими, ориентирующимися в современных условиях людьми? Если в данный момент востребовано образование, то мы должны предоставить детям и родителям его, если отдых и развлечения – значит, должны заниматься сферой развлечений. А когда дети придут к нам, чтобы удовлетворить свои потребности, мы сможем воспитывать их в лучших традициях педагогики. Если же мы не предоставим им то, что они хотят получить, мы их и не увидим – они найдут другие пути достижения желаемого.

Главная наша цель – вырастить счастливого человека. Кто-то может быть счастлив и в шалаше (бомжи, читающие книжки – и такое встречается в жизни! Не это ли пример человека с духовными запросами, но в котором не была воспитана в свое время личная ответственность?). Счастливы ли они? Более вероятно, что счастливым будет, имеющий возможность выбрать самому, как ему жить, т.е. свободный человек. Читать ему или не читать, пойти в театр или в ночной клуб, учиться или не учиться, курить или не курить, кем работать, как жить. Скорее всего, выбор будет далек от идеала, который виделся педагогу. Но если заранее смирится с тем, что ребенок все равно вырастет, и будет делать по-своему, если вовремя и постепенно перекладывать ответственность за свою жизнь на него самого, то больше вероятность, что он не станет эту свою жизнь губить.

И Россия превратится в страну сильных духом. Не только потому, что другие нации в таких условиях просто не выживут, но и потому, что все придет в гармонию: и природная среда, и национальный характер, и государственное устройство, и система образования, и жизнь каждого отдельного человека.

**********Реклама**********

Только свежие новости спорта Мира для ярых фанатов спорта;уборка дома стоимость;Белые, серые полипропиленовые трубы Fortress.
Оцените этот материал!
Добавлено: 13.05.2007 22:48 пользователем grv87  | Просмотров: 5999  | Рейтинг: 5.0/3
Комментариев нет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход
» Разделы
Как мы работаем [4]
Лагеря [0]
Парусные гонки [10]
Походы [1]
Методический отдел [28]
Туристская лоция Горьковского водохранилища и реки Волга [4]
Проекты яхт [3]
Творчество [2]
Юмор [4]
» Реклама
» Поиск
» Социальные сети

Создайте закладку этой страницы в социальных сетях!

» Случайное фото
» Реклама