» Содержание сайта
» Реклама
» Опрос
Нашли ли вы на нашем сайте то, что искали?
Всего ответов: 113
» Погода у нас
» Статистика посещаемости

В данный момент на сайте: 1
Просто прохожих: 1
Зарегистрированных пользователей: 0

Как мы работаем

Горохова Г.В., Горохов Е.Е.

В последние годы стараемся начинать работу с детьми как можно раньше – с 7-8 лет, пока школьная система образования не привела их в практически необучаемое состояние. Дело не в том, что система плоха, просто она не подходит тем детям, которые подходят нам: физически активным, с практическим складом ума, способностями к оперативной деятельности, стремлением к самостоятельности. В этом возрасте ещё не угасло детское любопытство, умение жить в гармонии с природой, желание попробовать разную работу и никто, кроме нас самих, не направит эти интересы в нужную сторону. И хотя работа с малышами требует колоссального труда, времени, терпения, особых методов работы, мы сами создаём контингент для обучения парусному спорту, а не ждём у моря погоды.

Неправильно думать, что у нас такой вот странный клуб: занимаемся походами, а не гонками (подразумевая что мы сами то ли очень странные, то ли не умеем учить детей, то ли сами не умеем ходить под парусом). На самом деле мы постоянно стараемся выбрать самое эффективное средство для воспитания и развития детей. В клубе ничего не делается просто так, от лени или "так получилось". Главные принципы : безопасность, педагогическая целесообразность и профессионализм. И если на яхте-одиночке сидят двое детей, то это зачем-то нужно.

В 80-е годы была возможность всё лето возить детей на соревнования и самим принимать другие команды – мы этим и занимались. Честно говоря, результаты не радовали: дети перенимали дурные методы управления, а на замечания отвечали: «А зачем делать лучше, мы и так всех обгоняем». В то же время добиться, чтобы выдали справку о выполнении разряда, не получалось, а в ДЮСШ своим присваивали дутые разряды. За пределы области вырваться мы не успели: грянула перестройка. Пожав плоды бесперспективного катания по Троце, придумали, как можно ходить в дальние походы по водохранилищу на “Кадетах”. Дети идут сами на своих швертботах, вещи везет парусно-моторное судно сопровождения, на ночь встаем в заливе и ночуем в палатках, в городах ходим в музеи. И с тех пор “Кадеты” нас никогда не подводили даже в самый сильный ветер (в отличие от “Лучей”). Яхта мореходная, с большим запасом плавучести, прекрасно управляется под одним гротом. Существенных недостатков, на наш взгляд, три:

  1. Плохо лавируется против высокой волны из-за полных носовых обводов.
  2. Набирает много воды при переворачивании (у нас “Кадеты” старой конструкции).
  3. Спинакер такой мизерный, что детям трудно научиться им управлять – он не складывается, а резко падает; дети долго не могут добиться увеличения скорости при постановке спинакера и не видят смысла в нём.

Походы оказались весьма мощным инструментом. Дети хотели попасть в походную команду и были готовы выполнить любые требования ради этого: сдать экзамены на рулевых, все упражнения по управлению яхтой и "аварийке", тщательно отремонтировать и подготовить к походу яхту. А сам поход – это по сути смоделированная ситуация, которая сама по себе вынуждает человека быть "хорошим", "правильным". Надо добросовестно подготовить яхту к выходу, приложить все силы, чтобы идти быстро, не отстать от группы, внимательно следить за обстановкой вокруг и сигналами с яхты сопровождения, помнить лоцию и инструктаж, чтобы найти место стоянки, а на берегу быстро ставить палатку, готовить ужин, отремонтировать то, что сломалось на переходе. Надо, в конце концов, поддерживать хорошие отношения в экипаже, в палатке, в вахте. И всё это без лишних слов и понуканий, т.к. за свою лень и ошибки самому же и приходится расплачиваться.

Родители детей в то время тоже считали походы очень нужными для своих детей, хотя финансировать это им было тяжело. Давали с собой много картошки и все, что выросло на огороде, а по дороге мы собирали грибы. Зато и внимание детей сосредотачивалось не на "жратве", а на управлении яхтой и прочих "духовных ценностях".

Парусная подготовка осталась такой же, как при подготовке к гонкам: в походе скорость – один из наиболее важнейших факторов безопасности. Дополнением стали: в теоретической подготовке – усиленное внимание к управлению яхтой в свежую погоду, психологии, человеческому фактору, выживанию на воде, методам штормования и оказания помощи другой яхте; на практике – "аварийка" – разные смешные упражнения типа подныривания под перевернувшуюся яхту, управления яхтой без руля, из воды и т.п., буксировка яхты другой яхтой, перевернули яхту – убрали грот – поставили яхту – поставили грот и пошли дальше и т.п.

Надо сказать, что нарушение привычного порядка вещей вызывает у ребенка стресс, а перевернувшийся швертбот – это, конечно, поначалу нарушение порядка. И хотя отрабатывание "аварийки" на реке в теплую погоду и слабый ветер – совсем не то, что встретится в походе во время шквала, но привычка видеть свою яхту в разных положениях, с разных точек зрения убирает лишние стрессовые факторы, а упражнения типа залечь и поставить яхту 15-20 раз подряд развивают физическую выносливость.

За сезон мы совершали 3-4 похода на 2-3 дня и один большой на 1-2 недели. К большому походу готовились в маленьких, что не мешало проводить по 5-6 клубных соревнований за сезон, а ездить куда-то возможности не было.

Потом появился Детский Парусный лагерь “Капитан Беринг”, который многое переменил. Хотя он создавался для подготовки к походу, времени на эту подготовку стало меньше. Колоссальное время заняла административная работа. Появилось финансирование на питание, что было большим благом, т.к. в семьях, где родители месяцами не получали зарплаты, дети откровенно недоедали. А тут была возможность покупать детям и фрукты, и йогурты, и сладости. Но неизбежно колоссальное время детей оказалось занято дежурствами на кухне, а внимание многих в течение дня оказалось занято не тем, «что мы будем отрабатывать на тренировке», а «что у нас будет на обед (ужин, 5-е питание и т.п.)». И плюс к этому необходимость дополнительно набирать новичков, которых надо не только с азов учить ходить на яхте, но и вообще учить жить в обществе, что тоже отнимало большое время.

Но, как и все другие виды деятельности, лагерь дал нашему клубу своё:

  1. Привычку быть вместе, жить одной семьей.
  2. Отработанную методику обучения новичков, когда за 5 дней они перестают бояться качающейся скорлупки и начинают ею управлять и проходить гоночную дистанцию.
  3. Инструкторов, которые в настоящее время и есть наш клуб.

А вот гонками мы стали заниматься значительно меньше, а точнее будет сказать, что и вообще перестали, т.к. то, что удается проводить, не содержит в себе духа настоящей спортивной борьбы и азарта.

Чем бы мы ни занимались, всегда требовалось большое количество рулевых. При этом для походов надежных рулевых надо иметь значительно больше, чем просто заполнить пьедестал почёта. Поэтому в клубе культивируется понятие «надежный рулевой», а не «чемпион». Надежного рулевого можно воспитать из любого ребенка при большом его желании. А что такое рулевой? Это человек, который сам оценивает обстановку и принимает решение. И надо заранее осознать, что его решения не всегда будут совпадать с мнением тренера (со всеми вытекающими последствиями). Требование послушания от новичка, возможно и создают благоприятные условия для работы, но это обманчиво, т.к. привыкнув слушаться взрослого, он также пассивно будет сидеть на яхте, когда взрослых рядом уже нет. А если человек ведет себя самостоятельно, то это проявляется во всем: в какой момент сделать поворот, в холодную или кипящую воду засыпать макароны, красить яхту в полосочку или в цветочек. И на этом пути набивает много шишек и себе, и тренеру, и всем остальным. И тут требуется много терпения, чтобы и последствия не были слишком разрушительны, и не отбить самостоятельность.

В этом плане мы очень сильно зависим от состояния общества. Раньше уверенных в себе и разумно мыслящих детей, желающих найти себе поле деятельности, было много. Сейчас процесс оглупления народа работает на полный ход, а детей отучают даже от мысли, что они за что-то отвечают в своей жизни. И создать условия, в которых не было бы опасности для их жизни, но им все-таки пришло в голову, что они сами должны о себе позаботиться, очень трудно.

С этим вопросом связан и вопрос о культе яхты как парусного судна. Всем людям известно, как дети относятся к вещам, и именно здесь и пролегает для взрослых граница любви-ненависти к детям и граница между взрослыми – между теми, кто только раздражается и гневается, и теми, кто пытается найти приемлемые методы воздействия на каждого ребенка в отдельности. Очень трудно это сделать, когда у детей нет конкретного примера перед глазами. Взрослого яхтклуба у нас как не было, так и нет, а слова – всего лишь абстрактные звуки. Элементарные правила типа «не сидеть на яхте на берегу», «держать в чистоте», «не царапать корпус о песок» донести нетрудно, а вот пробудить именно любовь к своим суденышкам удается не в полной мере. Хотя ремонт и выполняется максимально тщательно, насколько позволяют условия и финансы.

А иногда и это встает в противоречие с принципом самостоятельности рулевых. Если нет угрозы для жизни и безвозвратной порчи имущества, иногда лучше позволить сделать то, что рулевой очень хочет сделать, чтобы он убедился – и остальные тоже, – что этого делать не следовало. Да и кто сказал, что тренеру всегда виднее, чем рулевому, который прошел на своей яхте много миль и встретил немало шквалов?

То поколение детей, которое пришло в клуб сейчас, имеет очень много психологических проблем, и до обучения парусному спорту в привычном понимании этого слова как пешком до Сахалина. Они очень не верят в себя и боятся всего: темноты, ветра, крена яхты, контрольных работ, просто сложной работы. Они не понимают, зачем помогать другим и заботиться о других. В то же время они очень нуждаются в самоутверждении. И на данном этапе можно выбрать любой путь: создавать походную команду, в которой один за всех и все за одного, или культивировать дух честной спортивной борьбы, желание соревноваться, выяснять, кто лучше. И для того, и для другого есть предпосылки, и то, и другое требует огромного труда, и то, и другое принесёт большую пользу для дальнейшей жизни этих детей. Но результаты будут разные, и нельзя сказать, что именно лучше.

Еще одно отличие этих детей от прежних – их хорошие умные руки. Пока мы с ними занимаемся моделированием из бумаги, начали из пенопласта и дерева. И есть смысл заняться впоследствии и строительством яхт, что тоже даст клубу нечто новое. Тем более, что 25 лет интенсивной эксплуатации – это многовато, и новые яхты нужны. Возможно, именно это и будет получаться лучше всего, а не гонки и походы.

В любом случае, надо всегда идти вперед, а не зацикливаться на чем-то одном или перемалывать без конца старые достижения.

**********Реклама**********

Здесь www.pogostite.ru гостиница Измайлово (Гамма-Дельта), цены со скидками.;;Строительство: дачные дома из кирпича на remosdom.ru.
Оцените этот материал!
Добавлено: 27.01.2009 01:23 пользователем grv87  | Просмотров: 6736  | Рейтинг: 5.0/3
Комментариев нет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход
» Разделы
Как мы работаем [4]
Лагеря [0]
Парусные гонки [10]
Походы [1]
Методический отдел [28]
Туристская лоция Горьковского водохранилища и реки Волга [4]
Проекты яхт [3]
Творчество [2]
Юмор [4]
» Реклама
» Поиск
» Социальные сети

Создайте закладку этой страницы в социальных сетях!

» Случайное фото
» Реклама