» Содержание сайта
» Реклама
» Опрос
Нашли ли вы на нашем сайте то, что искали?
Всего ответов: 113
» Погода у нас
» Статистика посещаемости

В данный момент на сайте: 1
Просто прохожих: 1
Зарегистрированных пользователей: 0

Кому рулить

Горохова Г.В.

(заметки о парусном походе 2008 года)

“Кадеты”Если учишь людей достаточно долго, и они в 12 лет выполняют всю работу в лагере, в 14 учат новичков и проводят тренировки, в 16 выполняют почти всю директорскую работу и строят яхты, то по логике вещей приходится уступать им место, когда они смогут делать всё это официально по достижению соответствующего возраста. Так и получилось, что проводят лагерь, командуют походами и яхтами наши бывшие инструкторы, а я продолжаю кропотливо возиться с малышами, пытаясь вырастить из цыплят яхтенных рулевых.

Очередная детская команда впервые идет в поход на своих “Кадетах”. Порог скорее психологический – как научившийся плавать ребёнок впервые переплывает речку. Все упражнения сделали, всему научились – но всё это было на безопасной речке. А что будет на «большой воде»? Кто наши дети? Это вполне типичные продукты современной системы образования. Они считают благом не пропускать в свой мозг всё, чему их учат; ни разу им не пришлось думать самим.

Рулит походной командой Петя Сидоров, он же рулевой “Аллигатора”. Второе по значимости лицо – рулевой яхты сопровождения “Кода” Женя Алексашин. “Кода” – килевая яхта длиной 5 м, которая везет вещи швертботистов. Три “Кадета”, за ними присматривают Саня и Макс на катамаране класса В “Визард” и Лена на “Луче”. Из взрослых еще вожатая Настя, у нее нет никакого яхтенного опыта. А я иду матросом на “Коде”. Как славно быть ни в чем не виноватым совсем простым солдатом, солдатом!

Второй день. Кирпичный – Нефтебаза

Чем рулить

“Кода”

Как известно, руль на яхте состоит из многих деталей. И любая из них может сломаться или отвалиться от других. Также известно, что одни конструкции держатся на обоях, краске или ржавчине, а другие на честном слове. Эпоха упавших мачт в клубе сменилась эпохой сломанных и утопленных рулей, пока не был заменен весь стоячий такелаж, изготовлены новые рули, и рулевые не научились прочно их привязывать к прочным деталям корпуса прочными концами.

Мы с Женьком шли с хорошей скоростью в бакштаг и гадали, что случится быстрее: порвется генуя или сложится новая, почти неиспытанная мачта. Вдруг Женек резко привелся, паруса обезветрились и захлопали, яхта закачалась лагом к волне. Я обернулась и увидела, что Женек вылавливает что-то за кормой, а потом он поднял над головой отломанное перо руля.

Что делать дальше, он знал: вставил в рулевую оковку уключину весла, мы заменили геную на маленький стаксель и пошли потихоньку. Подоспевшему на помощь “Аллигатору” оставалось только заняться фото- и видеосъемкой.

Пятый день. Пичугино – Елнать

Куда рулить

Горьковское море

Есть в походе такое священнодействие под названием «инструктаж». Перед выходом на воду собираются все рулевые, смотрят карту, и командир похода объясняет: куда идем, ориентиры, опасности, действия при изменении погоды и т.п. Очень много в походе зависит от человека, который делает инструктаж: насколько правильно он спланирует переход, спрогнозирует проблемы и сможет донести свои мысли до слушателей.

Уже несколько дней наблюдаю, как Петя делает инструктаж всё лучше и лучше, а дети слушают его всё хуже и хуже. До сих пор всё проходило гладко, переходы были простыми, на берег мы приходили засветло, и дети уверились, что взрослые перестраховываются, что можно ничего не запоминать, а просто идти за большими яхтами. Мне это не нравится, но еще одно словесное внушение из миллиона других, слышанных детьми в своей жизни, окажется для них таким же бессмысленным набором звуков.

А сегодня переход непростой: ветер слабый, в лавировку, к ближайшему заливу подойдем в темноте. А мы там были 5 лет назад, там кругом мелко и глубокой стоянки нет, придется переносить вещи с “Коды” на берег по грудь в воде.

Итак, идем. Ветер так себе, настроение тревожное. “Кадеты” забились под берег, несмотря на все наши наставления, что большие яхты не смогут подойти к ним по мелям. Смеркается, Елнать уже за поворотом. Петя пробует завести мотор, чтобы взять всех на буксир, но безрезультатно. Наступает момент решать что делать.

Недалеко от реки Елнать

В такую погоду швертботы идут быстрее “Коды”. Если мы сейчас будем их ждать, то потом детям придется полночи ждать “Коду” без сухой одежды, палаток и продуктов, пока мы на веслах будем карабкаться между мелями. Обстановка не та, чтобы устраивать совещания, поэтому продолжаем действовать по инструкции. “Визард” уходит вперед на разведку, “Луч” идет к “Кадетам”, “Кода” ловит остатки ветра, чтобы зайти в Елнать.

Каким-то чудом Женек рассмотрел в полной темноте косу, за которой надо вставать на якорь. Встречает нас Санин голос с оттенком паники: «Место занято, палатки негде ставить!» «Встаем здесь! Не может быть, чтобы на земле не было места для палаток».

Место нашлось через две минуты. Разгрузились, перетащили вещи, поставили палатки, начали варить ужин. Дима стоит на мысу, мигает фонариком, но “Кадетов” и “Аллигатора” не видно и не слышно, Петин телефон выключен. Деться им некуда: в реку они вошли, погода тихая. Наконец, слышим смех и плеск весел. Кто-то с берега уже командует, куда подходить швертботам, куда их вытаскивать. Андрей смеется: «Мы знаете как вас нашли? По запаху каши!»

Нефтебаза

Последующий разговор:

Настя: «Разве можно детей бросать?!»

Я: «Опасности не было, а есть ли другой способ заставить их слушать инструкции? Пока не упрутся, не поймут, что надо головой думать».

Петя: «Раньше вы тоже всегда так делали, а мы всё равно ничего не слушали».

Как часто бывает, дети инстинктивно нашли выход из положения, в котором оказались. Сообразив, что не знают куда идти, они просто сбились в кучу и стали ждать идущий сзади “Аллигатор”. Наши световые сигналы им не помогли, потому что мигали огоньки и на другом берегу.

Как иногда бывает, не все взрослые действовали по инструкции и выполнили свою работу, а в первую очередь спасали свою шкуру. Это дело их совести.

Седьмой день. Ершиха – Юрьевец – Нефтебаза

Где рулить

Юрьевец

Полдня гребли. И пригребли на юрьевецкий пляж прямо в руки местного ГИМСа. Нам и надо-то было воды набрать и хлеба купить, но бдительные стражи порядка были начеку. Толстый полуголый дядя – бывший гаишник – долго думал, за что нас наказать. Было ясно, что совершенно неважно, что именно мы нарушили: был бы человек, а статья найдётся.

Спорить мы не стали, чтобы не тратить времени. Нам ведь надо было успеть еще перейти на другой берег водохранилища в самом его опасном месте. Но раз уж так получилось, попытались выяснить, какие именно требования мы должны выполнять впредь, дабы не вызывать гнев служителей правопорядка. Оказалось:

  1. Мы должны зарегистрировать свои яхты в ГИМСе;
  2. Но мы этого не сможем сделать, т.к. наше Нижегородское отделение ГИМС парусные суда не регистрирует, а в Ивановской области мы не прописаны;
  3. По местным правилам нельзя приставать к берегу в местах скопления людей, т.е. на пляже, к гаражам и т.п.;
  4. В порт тоже зайти нельзя, т.к. он продан в частные руки, а рыбацкую гавань замыло;
  5. И вообще, это проблемы наши и нашего отделения ГИМСа, а издание собственных правил, противоречащих общероссийским, – хороший способ подзаработать.

Короче, ребята, обходите славный город Юрьевец стороной и по ночам, иначе будете виноваты. Жаль, город-то интересный. Музеи и всё такое.

Послесловие

Как рулить

На берегу

Настя покинула нас на Миче по-прежнему не согласная с нашими методами воспитания. За ней последовала Лена, тоже возмущенная до глубины души.

Надо ли было объяснять им наши идеи? Не думаю. Еще Макаренко писал о том, как многие люди восторгались их работой, их походами, но большинство из них и в голову себе не хотели брать конкретные частности, проблемы, ответственность.

Нет иного способа научить людей делать дело, кроме как давать им возможность делать это дело. Нет способа воспитать рулевого кроме как дать возможность рулить, ошибаться, осознавать свое незнание, стремиться к совершенству, понять, что не каждый из тех, кто держит руль – рулевой.

Тем, кто идет с нами с детства, это очевидно. Пришедшим к нам взрослыми – непонятно. Им ведь не давали с детства проверять свои принципы на практике. Но думать они вроде должны уметь?

У Крапивина в одной книжке рассказывается про маленького Иисуса, который говорит своим товарищам по детским играм, что люди всё смогут, даже летать, не смогут только одного: сделать так, чтобы пока человек летает, мама за него не боялась.

И пока наши маленькие рулевые учатся ими быть, мы не можем за них не бояться, но и не можем держать их на привязи, в полной безопасности, ведь привязь рано или поздно оборвется – и человек окажется в бушующем море без умения, опыта и страховки. Именно так и действует наша система образования, и в 12 лет дети ни на грош не верят взрослым, не верят в пользу каких-либо знаний и в то, что когда-нибудь они сами должны будут думать о своей жизни и решать проблемы сами.

**********Реклама**********

Спортивные тренажеры для дома еще по теме.;;
Оцените этот материал!
Добавлено: 23.11.2008 23:11 пользователем grv87  | Просмотров: 7806  | Рейтинг: 4.8/6  | Комментарии: 2
Всего 2 комментариев
01.07.2010 00:35
0
2 Petruha
Спасибо!
Вы имеете ввиду дневник постройки тримарана "Бумеранг"? Он прекращен, т.к. временно приостановлено строительство тримарана. Как только возобновится строительство - сразу появится информация.
30.06.2010 17:42
0
1 МихаилХ
Поздравляю, коллеги! И сайт очень неплох и информация интересная. Вот только дневник постройки катамарана почему-то прекращен.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход
» Разделы
Как мы работаем [4]
Лагеря [0]
Парусные гонки [10]
Походы [1]
Методический отдел [28]
Туристская лоция Горьковского водохранилища и реки Волга [4]
Проекты яхт [3]
Творчество [2]
Юмор [4]
» Реклама
» Поиск
» Социальные сети

Создайте закладку этой страницы в социальных сетях!

» Случайное фото
» Реклама