» Содержание сайта
» Реклама
» Опрос
Нашли ли вы на нашем сайте то, что искали?
Всего ответов: 113
» Погода у нас
» Статистика посещаемости

В данный момент на сайте: 1
Просто прохожих: 1
Зарегистрированных пользователей: 0

К вопросу подготовки молодых спортсменов

Горохова Г.В., Горохов Е.Е.

Наличие в нашей стране замечательных глянцевых журналов по парусному спорту не может скрыть провальное положение с подготовкой молодых спортсменов. К сожалению, падение интереса к парусному спорту среди молодежи приняло массовый характер. Финансирование ДЮСШ по парусному спорту неуклонно сокращается. Уровень жизни тренерского состава также неуклонно падает. Материальная часть ветшает. Результаты очевидны.

Хочется поделиться некоторыми соображениями о развитии детского и юношеского парусного спорта на основании работы нашего Парусного клуба “Витус”.

Клуб начал своё существование в 1984 году как парусная секция при профкоме оборонного предприятия, расположенного на берегу Горьковского водохранилища. Предприятие закупило 10 новых яхт Таллиннской постройки – 4 “Кадета” и 6 “Финнов”.

На “Финны” сели взрослые яхтсмены (благо, молодых специалистов на предприятии хватало), а на “Кадетах” начала заниматься с детьми приехавшая после ЛКИ по распределению молодой инженер-исследователь Саматова Г.В. Занимались по вечерам и в выходные. Активно ездили на соревнования областного характера, проводили соревнования и на своей акватории. Ходили в небольшие походы с детьми. С 1986 года предприятие начало проводить для детей парусные лагеря на принадлежащем ему дебаркадере “Белая лебедь”. В 1987 году пригласили из Горьковской ДЮСШ квалифицированного тренера Маянцева В.А.. Предприятие купило ещё 6 “Оптимистов” и 4 “Луча-2”. Около 10 швертботов передали нам из ДЮСШ. С этого момента работа в парусной секции пошла в основном по направлению парусных гонок. Наши ребята стали побеждать в областных соревнованиях и даже выезжали на первенство РСФСР. В парусной секции активно занималось порядка 40 детей.

Можно сказать, что это было расцветом парусного спорта у нас в регионе.

Проблемы, вставшие в нашей стране в начале 90-х годов прошлого века, подкосили и наш парусный спорт. Предприятие начало лихорадить. Постоянные задержки с выплатой зарплаты и другие подобные явления все помнят. Ни о каких выездах на соревнования не могло быть и речи. Но сохранить начатое очень хотелось. Мучительные поиски выхода привели к перепрофилировке работы клуба. Было выбрано главное – не занятия парусным спортом вообще, а работа с детьми, одним из элементов которой является яхтенная подготовка.

В предыдущие годы было замечено, что подготовка яхтсменов-гонщиков, особенно с привлечением тренеров ДЮСШ, приводит к резкому ухудшению психологической атмосферы в детском коллективе. Задача «победить любой ценой» оставляла "за бортом" детей со средними и слабыми способностями к гонкам. Им становилось неинтересно, и они уходили. А ведь именно они в начале работы составляли костяк парусной секции. Стало очевидно, что если мы хотим сохранить детский коллектив, то основной должна стать педагогическая работа с детьми, а не подготовка спортсменов-гонщиков. Педагогическая работа в виде воспитания в детях определенных качеств характера, их физического, интеллектуального и духовного развития была востребована родителями детей. Поэтому с 1993 года парусная секция вошла в состав Дома творчества юных г. Чкаловск. Это уже организация не спортивная, а дополнительного образования детей.

Основным направлением был выбран парусный туризм. Но не в том виде, как его привыкли воспринимать сейчас. У нас в наличии было около 30 спортивных швертботов различных классов. В 1990 году была спущена крейсерская парусно-моторная яхта “Тортила”. Эта яхта и стала судном обеспечения в походах спортивных швертботов.

Логика такого подхода к работе с детьми проста:

  1. на первом этапе ребёнка учат азам парусного спорта;
  2. далее до него доносится, что яхта не просто спортивный снаряд, а ещё и транспортное средство, которым он может управлять самостоятельно под присмотром взрослых;
  3. на третьем этапе ребёнок понимает, что чем лучше он управляет своей яхтой, тем дальше он сможет пройти на ней в походе, и тем более интересные места он сможет посетить;
  4. параллельно с этим с ребёнком проводят работу по улучшению его физического и интеллектуального развития. Для этого служат различные кружки – технического творчества, журналистики, астрономический, театральный и т.п. При этом в тематике работы кружков всегда присутствуют яхты, походы, флот и т.д.

В результате ребёнок получает профилируемую подготовку в области парусного спорта и туризма и дополнительно массу специфических знаний и умений в различных областях человеческой деятельности. Кроме этого, в походах, когда дети самостоятельно управляют парусными судами, когда они на берегу совместно командой разбивают лагерь и поддерживают его жизнедеятельность сплачивается детский коллектив. Кристаллизуется серьезные дружеские отношения, оттачивается твердый характер детей. Они учатся помогать друг другу, быть внимательными и душевными.

Да, мы несколько потеряли в яхтенной подготовке. Сейчас наши дети не охотно участвуют в гонках и не занимают призовых мест. Но колоссальный опыт хождения на яхтах, полученный в ежегодных дальних походах (до 520 км за 14 дней) позволяет им уверенно чувствовать себя на яхте в любых погодных условиях, на которых завзятые гонщики давно бы поломались и отступили. Чтобы такое было возможно, большое количество времени в подготовке занимает отработка аварийных и нештатных ситуаций. Учим яхтсменов переворачиваться на яхтах, подныривать под перевернутую яхту, ходить без руля, грести подручными средствами, поднимать и ставить паруса на воде и в воде на накрененной яхте и т.д.

Об организации походов нужно рассказать отдельно.

В поход идет 1-2 судна обеспечения. Сейчас это крейсерская яхта, которая везёт вещи участников похода, и один из катамаранов – класса «В» или типа “Аллигатор”. В случае аварии катамараны помогают швертботистам ликвидировать аварию на воде или добраться до берега. Переходы планируются обычно небольшие (от залива к заливу Горьковского водохранилища). Таких переходов обычно 1-3 за ходовой день, с заходом в заливы для отдыха и питания спортсменов. Наиболее удачными мы считаем переходы в 90 км за один световой день от р. Троца до островов Асафовы горы, напротив Юрьевца на яхтах “Луч” и “Луч-2”. На “Кадетах” путевая скорость в 2 раза меньше и, соответственно, переход получается до 50 км за световой день. Конечно, такие переходы производятся при достаточно благоприятных погодных условиях. Шторм обычно мы пережидаем на берегу. Шквалы иногда приходится встречать и на воде. Особенно часто такое случается в годы с неустойчивой погодой. При усилении ветра практикуется уменьшение парусности (на всех швертботах предусмотрены рифы). При невозможности откренивать яхты их кладут парусами на воду и пережидают шквал.

Ночевки осуществляются в закрытых от ветра и волн местах. Ночуем в палатках. Команда детей разбита на 3-4 вахты. Пища готовится вахтой (детьми) самостоятельно на костре. На берегу, кроме обычного отдыха и купания, проводятся игры, конкурсы, театрализованные постановки и прочие мероприятия. При заходе в города посещаем музеи и интересные места. В сельской местности устраиваем экскурсии по окрестностям пешком или поднимаемся на швертботах без мачт вверх по притокам Волги.

К 1997 году стало ясно, что тренировок в режиме "3 раза в неделю" для дальнего похода недостаточно.

Появилась идея возобновить работу парусного лагеря, не работавшего с 1988 года. Пробный лагерь прошел успешно, и в 1998 году мы вышли на областной конкурс с авторской программой проведения Детского Парусного лагеря “Капитан Беринг” и получили на его проведение грант. С тех пор лагерь проводится ежегодно.

У нас вы можете купить аминокислоты, питание для бодибилдеров.;;
Оцените этот материал!
Добавлено: 05.01.2009 23:24 пользователем grv87  | Просмотров: 7540  | Рейтинг: 5.0/5
Комментариев нет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход
» Разделы
Как мы работаем [4]
Лагеря [0]
Парусные гонки [10]
Походы [1]
Методический отдел [28]
Туристская лоция Горьковского водохранилища и реки Волга [4]
Проекты яхт [3]
Творчество [2]
Юмор [4]
» Реклама
» Поиск
» Социальные сети

Создайте закладку этой страницы в социальных сетях!

» Случайное фото
» Реклама