» Содержание сайта
» Реклама
» Опрос
Нашли ли вы на нашем сайте то, что искали?
Всего ответов: 113
» Погода у нас
» Статистика посещаемости

В данный момент на сайте: 1
Просто прохожих: 1
Зарегистрированных пользователей: 0

Военно-историческая игра “В начале славных дел”

Горохова Г.В.

Игра посвящена такому важному и увлекательному периоду в истории России, как создание Петром I армии и флота.

Царевичу Петру едва исполнилось 15 лет, как он занялся изучением военного дела. Удаленный от двора в подмосковное село Преображенское, он играет в войну не оловянными солдатиками, а "потешными" полками из ребят своего возраста. Под руководством наставников Голицына, Головкина и Стрешнева царевич вместе со своими "потешными" изучает ружейные приемы, передвижение в боевых порядках, стрельбу, фехтование. В 1683 году юный царь располагал уже двумя регулярными полками, ставшими впоследствии первыми гвардейскими – Преображенским и Семёновским (названы в честь деревень, где они формировались). Впоследствии они и помогли ему прийти к власти.

Первые сухопутные учения состоялись в 1691 году близ Преображенского и Семёновского. В них участвовали не только "потешные" полки, но и ветераны Крымских и Чигиринских походов. "Ротмистр Пётр Алексеев" старательно перенимал их уроки. Маневры оказались нешуточными: в них погиб князь Долгоруков.

Найденный в сарае села Измайлово ботик – «Дедушка русского флота» – вывел на Яузу и Просяной пруд "потешную" флотилию. Ее первые маневры состоялись летом 1692 года на Плещеевом озере под Переславлем.

В начавшихся летом 1694 года Кожуховских маневрах принимает участие уже 30 тысяч человек.

В 1685 году силами "потешных" для воинских экзерциций (упражнений) соорудили городок Прешбург на Яузе с настоящими бастионами, крепостными валами и укреплениями. Была там и настоящая артиллерия. Сам царь скромно присвоил себе чин бомбардира. Рядом с ним учились и работали вместе с рядовыми будущие "птенцы гнезда Петрова" – Александр Меньшиков, Федор Апраксин, Михаил Голицын и первые солдаты новой армии Сергей Бухвостов, Яким Воронин, Лука Хабаров.

Игра проводится в форме учений двух отрядов, изображающих первые петровские регулярные полки – Преображенский и Семёновский.

Цели и задачи игры:

  1. Пробуждение интереса учащихся к истории России и российских армии и флота.
  2. Развитие оперативных и стратегических способностей.
  3. Развитие индивидуальной и коллективной ответственности, лидерских качеств.

Возвраст участников:

8-16 лет

Количество участников:

20-30 человек

Время проведения:

зима, несколько дней на подготовку и 3-4 часа на игру

Место проведения:

помещение и пересеченная местность

Подготовка к игре:

За несколько дней до игры играющие делятся на два полка: Преображенский и Семёновский. Выбираются командиры полков и их заместители. Учащиеся изучают литературу, посвященную заданному историческому периоду, ищут ответы на вопросы викторины. Изготавливаются Боевые знамена полков и 15-20 флажков.

Участники знакомятся с правилами игры. Отличие нашей игры от традиционной «Зарницы» заключается в отсутствии "убитых" и "раненых", так как практически невозможно проконтролировать соблюдение этого правила. Физически устав, дети сами начнут выбывать из игры.

Методические материалы для подготовки к игре:

Ход игры:

I этап (в помещении)

Полки строятся со своими Боевыми знаменами, командиры докладывают руководителю игры.

Руководитель задает каждому пехотинцу вопросы:

  • Что означали цифры 1700 и 19 на горжете у гвардейцев?

  • Сколько пуговиц должно быть на кафтане пехотинца?

  • Как пользоваться гранатами?

  • Как называлась сумка для патронов?

    (лядунка)

  • Что такое багинет и фузея?

  • Сколько погонов было у фузилёра?

  • Как называлась шведская крепость, на месте которой возник Санкт-Петербург?

  • Почему у преображенцев и семёновцев чулки красного цвета?

    и т.п.

За каждый правильный ответ даётся 1 очко. Затем полки выполняют задания:

  1. Показать, как зарядить фузею.
  2. Построить полк по-походному и выполнить команду «СЕНО-СОЛОМА».
  3. Показать способ стрельбы "нидер-фален" (nieder fallen) и способ стрельбы петровских полков.
  4. Соревнования гренадеров (метание гранат на меткость).
  5. Викторина.

Вопросы для викторины:

  1. Рассчитайте количество пуговиц, которое надо закупить для шитья кафтанов на роту драгун.

    ((92 + 8 + 3) x 28 или 26 = 2884 или 2678)

  2. Какова была расчетная численность регулярной армии в 1699 году?

    (28 тыс. старых + 32 тыс. рекрут)

  3. Какие чины имел Пётр в своей армии?

    (сержант, бомбардир, ротмистр)

  4. В Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, рядом с собором Петра и Павла находится некое сооружение, специально построенное для какого-то дедушки. Чей это дедушка и как называется домик?

    (Ботный домик для ботика, на котором Пётр I учился ходить под парусов на Плещеевом озере)

  5. Кто такие «птенцы гнезда Петрова»?

    (соратники Петра Александр Меньшиков, Федор Апраксин, Михаил Голицын и другие)

  6. Аукцион: какие произведения искусства рассказывают о Петре и петровской России?

    (книги, кино, картины)

  7. Какое государство находится в наше время на месте Речи Посполитой?

    (Польша)

  8. Что такое "конфузия"? Сколько раз терпел её Пётр?

    (Так Пётр называл поражения в битвах)

  9. Сколько лет продолжалась война со шведами?

  10. Расставьте в порядке по годам постройки следующие корабли:

    1. “Гото Предестинация”
    2. “Ингерманланд”
    3. “Полтава”
    4. “Крепость”
  11. От какого иностранного слова произошло слово "брандер"?

  12. Из какого языка пришли в русский многие кораблестроительные термины?

    (из голландского)

  13. Какое слово в этом ряду лишнее?

    1. Гангут, Гренгам, Гогланд, Эзель.
    2. Орешек, Ниеншанц, Нотебург, Шлиссельбург.
    3. Фузея, палаш, шпага, багинет.

    (Гогланд, Орешек, фузея)

  14. Какие военные школы были открыты Петром и чему в них учили?

  15. Сколько патронов помещалось в лядунке?

II этап. Розыгрыш на местности

  1. Разведка

    Победивший в 1 этапе полк, например, Преображенский, выходит в заранее определенный район и устраивает штаб. Штаб обозначается рядом флажков, внутри его помещается Боевое знамя полка. Задача семёновцев – обнаружить штаб, не выдавая себя. На поиск штаба даётся определенное время, после этого раздается установленный сигнал. Все собираются и подводят итоги разведки: был ли обнаружен штаб и за какое время, кого из семёновцев заметили преображенцы.

  2. Артподготовка

    Семёновскому полку даётся 5 минут на артподготовку: заранее подготовленными снежками они сбивают флажки вокруг штаба. семёновцы получают очки за сбитые флажки, преображенцы – за устоявшие.

  3. Штурм

    Даётся сигнал к штурму. Разрешается: кидать в противников снежками, толкать, обхватывать руками, бороться. Запрещается: бить кулаками, размахивать твердыми предметами (флажками и пр.). Чьё Боевое знамя через 5 минут будет находиться в штабе, тот и победил. Через 5 минут даётся сигнал окончания штурма. По результатам даётся еще 5 минут на штурм или реванш.

    Опыт проведенных игр показал, что нападающие не могут взять штаб штурмом, если не применяют каких-либо тактических действий и "военных хитростей" в рамках правил. К этому их должен побуждать руководитель, не беря при этом на себя руководство полком.

    Во время штурма руководитель внимательно следит за тем, чтобы игроки соблюдали правила и не наносили друг другу травм. В случае грубой игры штурм останавливается. Особо несдержанным предлагается постоять в стороне.

3 этап. Подведение итогов

Участники игры возвращаются в помещение. Даётся 1 час на отдых и чаепитие. В это время могут быть проведены заключительные конкурсы:

  1. Выпуск боевых листков и полковых газет о военных действиях.
  2. Конкурс на самую необычную "военную фронтовую историю" в духе барона Мюнхгаузена.
  3. Конкурс на знание военных и строевых песен.

Командиры полков представляют руководителю списки на награждение, руководитель подписывает дипломы отличившимся.

Жюри оценивает газеты и подводит окончательные итоги. Объявляется построение. На Боевое знамя победившего полка прикрепляется орден (почётная лента), награждаются лучшие участники игры.

Мнения участников

Коля, 12 лет: «Я был разведчиком Семёновского полка. Мы долго не могли найти штаб. Но потом очень классно поборолись».

Антон, 11 лет: «Я решил подобраться к штабу преображенцев сзади. Там был овражек. Я очень осторожно и медленно к нему подбирался, чтобы меня не заметили. А когда вылез, оказалось, что штурм уже закончился».

Павел, 14 лет, командир Преображенского полка: «Наш полк хорошо отвечал на вопросы по истории, поэтому мы обороняли штаб. Но мы сделали ошибку: расположили штаб в яме, чтобы лучше замаскироваться. А потом во время штурма семёновцы проваливались в нее и было очень трудно их вытолкать обратно».

Маша, 14 лет: «Лучше не воевать с парадным знаменем. Наше знамя во время штурма разорвали, и мне пришлось его срочно зашивать».

Смотрите также:

Смотрите подробности стеклянная форма для кекса у нас.;Смотрите информацию отдых в индии здесь.;
Оцените этот материал!
Добавлено: 06.11.2008 15:31 пользователем grv87  | Просмотров: 4710  | Рейтинг: 5.0/4  | Комментарии: 1
Всего 1 комментарий
22.10.2009 15:35
0
1 grv87
Добавлены дополнительные вопросы для викторины, исправлены некоторые ошибки.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход
» Разделы
Парусная школа [11]
История парусного спорта и флота [5]
Специалистам по организации досуга (Вожатым) [8]
Туризм [2]
Техническое творчество [0]
Педагогика [2]
» Реклама
» Поиск
» Социальные сети

Создайте закладку этой страницы в социальных сетях!

» Случайное фото
» Реклама