» Содержание сайта
» Реклама
» Опрос
Нашли ли вы на нашем сайте то, что искали?
Всего ответов: 113
» Погода у нас
» Статистика посещаемости

В данный момент на сайте: 1
Просто прохожих: 1
Зарегистрированных пользователей: 0

Пётр I и Российский флот

До Петра Россия не имела флота. Это было связано с тем, что государство не имело выхода к морю. Устройство государства Российского было достаточно архаично, экономика была очень слаба, преобладало натуральное хозяйство, торговля с другими странами была на крайне низком уровне из-за недружественного окружения России и опасности доставки грузов по суше. Таким образом, Россия не имела не только флота, но и необходимости в нем и предпосылок к его созданию. Периодически делались бессистемные попытки как-то улучшить положение, разорвать этот порочный круг. Так, в 1667-1669 годах в селе Дединово на Оке под Коломной строился двухпалубный трехмачтовый корабль “Орел”, вооружённый 22 пушками. Он предназначался для охраны торговых перевозок на Каспийском море. Построенный под руководством западных специалистов в единственном экземпляре, корабль был скорее прихотью отдельных высокопоставленных лиц государства. В течение многих лет он простоял вблизи Астрахани на приколе и пришёл в полную негодность.

Многие воспитатели молодого Петра были выходцами из Западной Европы – из Голландии, Германии. В то время эти страны уже встали на путь капиталистического развития. Они имели мощную промышленность, флот, сильные армии и торговали со всем миром. Хотя воспитатели Петра и не были людьми высокого звания, не занимали положения при царском дворе, а были, скорее, слугами, наёмными работниками, но это были просвещённые люди, понимавшие отсталость России, видевшие её отрицательные черты. Они обладали большим объёмом знаний, умений, которые охотно передавали Петру, когда он был ещё ребёнком.

Пётр взрослел, и его игры всё больше напоминали настоящие серьёзные дела. Так, с помощью своего наставника Карстена Брандта, служившего когда-то на “Орле”, он в 1688 г. восстановил найденный в одном из заброшенных строений ботик (шлюпку), вооружил её парусами и получил первый опыт хождения под парусами, сначала на р. Яуза, а потом на Переяславском озере, где вскоре он создал “Потешную флотилию”. Пётр обладал умением видеть суть вещей, понимать причины событий, ставить задачи и находить пути их решения. Он понял причины отставания России. Они лежали в оторванности её ото всего мира, невозможности реализовать огромные ресурсы этой страны, которая находилась "в спячке". И в то время, на том уровне развития науки и техники флот был самым надёжным связующим звеном между странами и материками и одним из самых мощных оружий.

Понимание этого пришло к Петру не сразу. Должна была состояться неудачная попытка взятия Азова в 1695 г. Неблокированная с моря, крепость продолжала получать подкрепления людьми, боеприпасами, продуктами через турецкие корабли.

И тогда Петр повелел строить флот. Уже через год, в мае 1696 года у него было 22 галеры и 2 корабля. И меньше чем через два месяца Азов пал. А в 1699 в устье Дона уже был построен 46-пушечный трехмачтовый корабль “Крепость”, который послали с дипломатической миссией в Константинополь. Появление такого мощного корабля и успехи русских на море и на суше произвели на турецкого султана неизгладимое впечатление, и он заключил с Россией мир на очень выгодных для неё условиях. Кроме этого, Турция выдала России 170 русских пленных, которые на “Крепости” вернулись в ставший русским Азов.

Разобравшись с врагами на юге, Пётр перешёл на северный театр боевых действий. Еще в 1693 году он начинает покупку торговых судов и их строительство в г. Архангельск. В том же году по его заказу голландские судостроители построили яхту “Святой Петр”, на которой Пётр лично осмотрел всё Белое море и конвоировал торговые суда из Европы. Но Архангельск был "Медвежьим углом" России и не устраивал Петра как торговый порт. Выход в Балтику был заблокирован самым мощным государством, контролирующим весь север Европы – Швецией. Это был сильный противник. Война была долгой и кровопролитной. На первых порах Петр успешно применял гребной флот. 11 октября 1702 года русские овладели крепостью Нотебург у истоков Невы. К 1 мая 1703 года, после недельной осады был взят Ниешанц, а 7 мая русские войска вышли к устью Невы и захватили там два шведских корабля – 10-пушечный галиот “Гедан” и 8-пушечную шняву “Астрильд”. В мае того же года был заложен г. Петербург и Петропавловская крепость. Больше шведы на берега Невы допущены не были, а Россия получила выход в Балтийское море.

Понадобилось ещё почти двадцать лет, чтобы закрепить этот успех и доказать шведам, что их время ушло. Для этого Пётр сам обучился кораблестроению в Голландии, работая на верфи как ученик плотника, привёз в Россию много иностранных специалистов, обучил и воспитал свои отечественные кадры военачальников, корабелов, судоводителей, создал тяжёлую промышленность, позволившую вооружить его армию современными пушками и строить корабли, которые могли совершать дальние морские походы, развил торговлю России с другими странами, давшими приток капиталов, так нужных для развития экономики.

Лишь к 1714 году Петр смог скопить достаточно сил на Балтике, чтобы противостоять шведам. К этому времени у русских было уже 99 галер, которые были способны нести 15-титысячный десант. Воспользовавшись безветрием и преимуществом в малой осадке этих судов, Петр 27 июля 1714 года пленил у полуострова Гангут 10 шведских кораблей. Последнее крупное сражение со шведами произошло в мае 1720 года у острова Гренгам. Россия успешно продолжала использовать гребные суда. Заманив в шхерный район у острова Гренгам шведскую эскадру, русские на 61 скампавее (легкой галере) и 20 лодках, воспользовавшись лучшей маневренностью гребных судов, навязали неприятелю абордажный бой и захватили 4 фрегата. Остальной противник с позором ретировался. К этому времени в составе русского флота были и такие мощные корабли, как первый линейный 54-пушечный корабль “Полтава” (1709 г.), 64-пушечный “Ингерманланд” (1712 г.) и другие корабли. Так была заложена основа русского флота, принёсшая нашей стране большую славу и уважение других держав.

Смотрите также:

Помогите найти телефон nokia n8 на www.sotmarket.ru.;своевременная доставка суши без опозданий;Подробнее читайте на сайте - выгода ру - сезонные скидки!

Оцените этот материал!
Добавлено: 22.10.2009 07:17 пользователем grv87  | Просмотров: 2737  | Рейтинг: 5.0/2
Комментариев нет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход
» Разделы
Парусная школа [11]
История парусного спорта и флота [5]
Специалистам по организации досуга (Вожатым) [8]
Туризм [2]
Техническое творчество [0]
Педагогика [2]
» Реклама
» Поиск
» Социальные сети

Создайте закладку этой страницы в социальных сетях!

» Случайное фото
» Реклама