» Содержание сайта
» Реклама
» Опрос
Нашли ли вы на нашем сайте то, что искали?
Всего ответов: 113
» Погода у нас
» Статистика посещаемости

В данный момент на сайте: 1
Просто прохожих: 1
Зарегистрированных пользователей: 0

Психологический фактор и безопасность

Горохова Г.В.

Универсальная матрица ресурсов

УМР – это способ наглядно представить свои возможности для решения практических задач. В строках матрицы записываются имеющиеся ресурсы: общие и специальные, в столбцах – активы. Активами могут быть свои возможности и тех, кто может помочь, например, родителей, материальные и нематериальные средства. Составив такую матрицу, увидим, в какой клетке мало ресурсов. Эту клетку надо усилить – это и будет направление, в котором надо работать.

В применении к безопасности плавания УМР дополняется требованиями к психологическим качествам человека, потому что без них говорить не о чем. Каким бы способным ни был яхтсмен, он должен обладать волей и сознательностью, иначе рано или поздно создаст аварийную ситуацию.

Психологические качества яхтсмена:

ВОЛЯ: учить теорию, тренироваться, тщательно ремонтировать яхту, в сложных условиях не сдаваться;
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: трезво оценивать свои возможности, соблюдать правила хорошей морской практики.

 

Яхта

Человек

Общие ресурсы

надежная, мореходная

умение управлять яхтой, знания, тренированность

Специальные средства

имеется все снабжение и средства спасения

изучение и тренировка особых случаев плавания

Система «Человек – яхта»

В систему входят:

  1. человек – рулевой и экипаж;
  2. парусное судно;
  3. окружающая среда.

Аварии связаны с составляющими системы не поровну. С ростом надежности техники роль человеческого фактора возрастает. Кроме этого, аварии, связанные с судном и средой, почти всегда следствие ошибок экипажа.

Человек воспринимает информацию от окружающей среды, сравнивает ее с моделью движения, вырабатывает решения и осуществляет управление. При этом он использует:

  • зрительную информацию – 90% для начинающих рулевых;
  • слух (шум ветра и воды, удары волн и др.);
  • осязание (нагрузка на румпеле, разное давление ветра на правую и левую щеки);
  • чувство равновесия (изменение крена и курса, качка).

Группы объектов внимания

Правильное распределение внимания по группам необходимо для управления яхтой.

При этом группами объектов внимания являются:

  1. ход судна – настройка парусов, работа рулем, обучение экипажа; постоянные приемы занимают 75-80% времени, эпизодические (повороты и пр.) – 20-25%, но их значение равно. Ошибкой на повороте можно испортить все, что накоплено постоянными приемами;
  2. окружение на 100-200 м – слежение за другими судами и объектами, выбор оптимального пути на волнении и т.п.;
  3. акватория гонок или пространство, в котором идет группа яхт в походе – оценка положения всей группы и прогноз развития событий, готовность прийти на помощь другим экипажам; наблюдение за маневрами идущих впереди и принятие собственного решения;
  4. все видимое пространство – прогноз погоды, планирование курса и маневров;
  5. оперативные задачи – принятие своевременных решений на основе анализа информации по всем группам внимания.

Внимание начинающих рулевых сосредоточено внутри судна, часто они не замечают даже яхты, находящиеся в 15-20 м и не могут вовремя отрулить. Некоторые рулевые и в дальнейшем ограничивают свое внимание первыми двумя группами. Но хорошим рулевым может стать только тот, кто стремится правильно распределять внимание между всеми пятью группами.

Человек принимает решения и действует на основе моделей.

Ошибки могут возникать на стыке этих моделей:

  1. неправильное обучение (не соответствует идеальной модели);
  2. неправильное восприятие движения (использовать приборы и наблюдения стороннего наблюдателя);
  3. неправильные действия по согласованию реальной и "выученной" модели;
  4. неправильное прогнозирование;
  5. неумение претворить решение в жизнь, в том числе и надежда на "авось".

Ошибки бывают случайные и закономерные. Случайные менее опасны: они, как правило, могут быть исправлены. Закономерные приводят к большим неприятностям. При анализе ошибки устанавливают ее причины: главную и сопутствующие. Если главной причины нет, то ошибка случайная. Однако если случайные ошибки повторяются, есть какая-то закономерная ошибка. Для яхтсмена это чаще всего:

  1. ошибки "выученной" модели – исправить трудно, но можно при осознании этого яхтсменом;
  2. неправильное прогнозирование – связано с интеллектом, т.е. упирается в возможности человека, ограничивает его достижения в парусном спорте. Не очень опасно при осознании границ своих возможностей и работе над собой;
  3. физические возможности осуществлять решения – важны для гонок, в остальных случаях важнее моральные качества (держаться, бороться за жизнь, терпеть);
  4. нежелание прогнозировать, принимать решения, надежда на "авось" – опаснее всего.

Все эти ошибки относятся не только к экипажам яхт, но и к руководителям (тренеры, судьи соревнований и т.д.) Ошибки руководителей опаснее в несколько раз.

Физиологические причины ошибок

Рассмотрим ошибки, связанные с нарушением физиологических процессов в организме человека. При этом:

  • снижается восприятие информации;
  • ухудшается оперативная память;
  • замедляется реакция;
  • снижается самоконтроль;
  • снижается точность движений;
  • снижается своевременность решений;
  • в итоге снижается функциональная надежность человека.

Физиологические причины – это:

  • травмы;
  • заболевания;
  • нарушение химического равновесия в организме;
  • нарушение биоритмов;
  • переутомление.
  1. Травмы возникают из-за:
    • пренебрежения к снаряжению, одежде, обуви;
    • эргономические причины (конструкция и обустройство яхты, проводка шкотов и т.п.);
    • недостаточная тренированность (удары гиком, неправильные перемещения на поворотах и пр.).
  2. Для яхтсменов характерны ОРЗ, гайморит, возможны нервные срывы. Опасен первый, скрытый период заболевания, когда человек еще не болеет, но у него уже снижен уровень восприятия, памяти, реакции, действий. Борьба: контроль и самоконтроль.
  3. Нарушение химического равновесия происходит из-за:
    1. отравления;
    2. неправильного приема лекарств;
    3. алкоголя;
    4. химических факторов среды.

    1. Чаще встречаются летом: немытые руки, фрукты и т.п. В походе организм и без того находится в состоянии стресса, не надо его еще надрывать.
    2. После принятия некоторых лекарств не допускается управление транспортными средствами. Люди, принимающие лекарства, не осознают, что у них нарушается восприятие информации, скорость реакции, счет времени. Появляется большая вероятность совершить ошибку.

      ОРЗ можно лечить физиологическими приемами и методом аутогенной тренировки. Человек никогда не заболеет, если не позволит себе заболеть. Однако это требует работы над собой, легче проглотить таблетку. Но умение владеть собой – это тоже профессионализм, как и внимательное отношение к своему организму (правильно одеваться, не переохлаждаться без нужды – не мокнуть под дождем, не перекупаться и т.п.)

    3. В США пиво не считается алкогольным напитком, в результате 37% аварий в авиации связаны с употреблением пива и др. напитков. Но из-за пива можно стать алкоголиком, и даже в безалкогольном пиве содержатся продукты брожения, отравляющие организм.

      Для яхтсмена важно то, что на следующий день после приема алкоголя появляется морская болезнь (укачивает). Человеку очень плохо, он не может управлять яхтой.

    4. Химические факторы – отравление красками и клеями при ремонте. Если маршрут идет мимо городов – могут быть промышленные выбросы в атмосферу и воду. Кроме физиологического воздействия снижается видимость.

  4. Биоритмы у каждого свои. Одно время все увлекались расчетом биоритмов от дня рождения. В некоторых фирмах водителям, пилотам давали выходные в критические дни. Однако биоритмы индивидуальны, а снижение аварийности было связано с вниманием к работникам.

    У человека все время накапливается сдвиг фаз (не спал ночью перед экзаменом и т.п.) Но если понаблюдать за собой, можно обнаружить свои биоритмы и планировать свою деятельность в соответствии с ними.

    Большее влияние, чем месячные биоритмы, оказывают суточные (соблюдение режима дня) и привычка к труду. Например, в походе: просидели ночь у костра, на следующий день рулевые невнимательны, начинают ломаться яхты и т.д.

  5. Переутомление – опасный и коварный фактор. Если человек переработал умственно или физически – он не может уснуть, состояние возбужденное. Потом оно меняется на подавленное и человек не может "собраться с мыслями", заставить себя начать работу.

    Пока это в пределах нормы, хотя и увеличивает вероятность ошибок. Опасна следующая стадия переутомления, когда человек не может восстановиться за несколько часов.

    Увлечение делом помогает избежать переутомления. Для профилактики необходимо организовать процесс восстановления. Восстановиться от умственной и нервной нагрузки лучше всего поможет физическая нагрузка (кросс, футбол и т.п.), от физической – небольшая физическая нагрузка (прогулка), легкая эмоциональная разрядка. Нельзя пускать отдых "на самотек": после ничегонеделанья человек утомленный, а не отдохнувший.

    Медико-педагогические меры профилактики:

    • медико-биологический контроль (восстановление пульса после нагрузки и т.п.);
    • массаж и самомассаж;
    • аутогенная тренировка;
    • изменение режима тренировок;
    • самоконтроль;
    • самовнушение и психотерапия;
    • фармакологическая профилактика (витамины);
    • режим питания;
    • режим сна;
    • водные процедуры;
    • активный отдых – футбол, дискотека.

    ПИТАНИЕ. Расход энергетических ресурсов зависит от температуры окружающей среды, силы ветра, напряженности тренировок или маршрута. Максимум расхода энергии – при пониженной температуре и сильном ветре (весной, осенью). Интервалы между приемами пищи на соревнованиях и в походе могут достигать 6-8 часов. Но при правильном распределении рациона питания, сочетании трудно- и легкоусвояемых углеводов, белков и жиров отрицательные изменения в различных системах организма яхтсмена меньше. Правильное питание способствует также укреплению нервной системы.

    СОН может нарушаться при повышенной нервной напряжённости (соревнования), при переутомлении. Помогает аутогенная тренировка. Но тренироваться надо начинать заранее, когда еще все хорошо. Большое значение играет режим сна.

    ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ. Парная, контрастный душ, купание закаливают организм и укрепляют нервы. Кроме этого:

    • в жаркую штилевую погоду нужно обтирать лицо, шею, руки, полоскать рот, тогда нормализуется психическое состояние, увеличивается ощущение ветра и судна;
    • при насморке полоскать нос холодной водой, в море – морской, 2-3 раза подряд.

    Аутогенная тренировка. Изучить можно по специальной литературе. На яхте: сесть в "позу кучера" (позвоночник прямой, голова, плечи и руки расслабленно висят). Прикрыть глаза, мысленно проследить по порядку за расслаблением мышц ног, туловища, рук, шеи, лица, сделать глубокий вдох и медленный выдох. Снова проследить за расслаблением всех мышц. Повторить 3-4 раза. Очень важно не напрягать мышцы лица и шеи. Если есть возможность лечь – делать это упражнение лежа. Это займет 2-4 минуты. По окончании протереть лицо, руки, шею водой, прополоскать рот. Собраться и начать работать.

    СПОСОБ СОГРЕВАНИЯ в холодную погоду: напрягать и расслаблять мышцы. Начать с того, что сильнее замерзло. Плечевой пояс – 40 раз, мышцы пресса – 40 раз, стопы – 40 раз. Если есть возможность двигаться – по 40 раз:

    • соединить ладони перед грудью, сжимать и разжимать;
    • сидя поднимать ноги на носки и на пятки;
    • поднимать и опускать голову на грудь.

    МАССАЖ И САМОМАССАЖ может успокаивать и возбуждать. Наиболее результативен массаж воротниковой зоны (перед выходом на воду, перед гонкой). После выхода – массаж мышц, несущих основную физическую нагрузку.

    Применяя массаж, надо следить, какое действие он оказывает (на всех разное). При насморке, головной боли применяется самомассаж лица и головы.

Эргономические причины происшествий

Вызываются несовершенством техники, неприспособленностью ее к человеку. Особенность – проявление только в экстремальных ситуациях. В нормальных условиях человек преодолевает недостатки техники и не совершает ошибок. В напряженных условиях деятельность находится на грани срыва, и ошибки допускают и опытные специалисты.
Экстремальные условия характеризуются:

  • дефицитом времени;
  • недостатком информации;
  • необходимостью принятия ответственных решений.

Недостаток информации не связан с ее нехваткой. Может быть и избыток, но чаще всего встречается НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, например, идущая со слов человека (матрос говорит «Там яхта» вместо «Справа 20 яхта на правом галсе»).
Источники информации:

  • приборы (компас, анемометр, барометр, лаг, эхолот и др.);
  • навигационное оборудование водных путей (буи, створы и др.);
  • системы контроля установки шкотов, набивки фалов и др.

НЕ ХВАТАЕТ СИЛЫ воздействовать на органы управления или возможность перепутать снасти. Профилактика:

  • продуманное расположение;
  • исправные блоки, стопора и пр.;
  • надежность;
  • отличие цветом похожих систем;
  • тренированность: учиться сразу все делать правильно.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА. Типичные недостатки:

  • плохой обзор (из-за стакселя не видно);
  • неудобные (не "под рукой") органы управления;
  • некомфортность (некуда сесть, кроме как на руль или стаксель-шкот);
  • нетехнологичность – сложный ремонт.

НЕСООТВЕТСТВИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

  • недостатки инструкций, руководств и другой документации. Не должно быть ничего, что читается неоднозначно;

    Эффективность:
    формула – 1 балл;
    таблица – 10 баллов;
    график – 100 баллов.

  • разрыв по времени между теоретическими и практическими занятиями;
  • несистематичность обучения.

Следует выполнять эргономические требования уже при создании техники. Какую-то часть может доработать сам экипаж + тренировки.

ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОГО ФАКТОРА

Основу личности составляют:

  • темперамент – врожденное качество;
  • характер – приобретенные свойства. Характер строится из привычек.

В работе экипажа на 1-м месте стоит совместимость характеров, на 2-м – знания.

ТЕМПЕРАМЕНТЫ с точки зрения управления транспортом:

Меланхолик ставит цели выше своих возможностей и разочаровывается в себе и жизни. Практически не встречаются в авиации.

Холерик менее всего подходит. В нормальных условиях это быстрые, энергичные люди, но в критических ситуациях стресс возникает гораздо раньше, чем у других. Тогда он впадает в апатию или принимает поспешные, неправильные решения.

Сангвиники и флегматики – сильные, уравновешенные типы. Флегматик в обычных условиях работает хуже холерика, но в критических ситуациях работает спокойно и уверенно.

СПОСОБНОСТИ даются от рождения, но развиваются в процессе его социальной практики. 90% людей приобретают профессию не в соответствии со своими способностями и недостаточно эффективно работают. От организации своих способностей зависит, насколько надежна будет деятельность. Например, если человек развивает свои технические способности и не развивает гуманитарные, это приведет к снижению эффективности и в технической деятельности.

ДРУГИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ:

  1. Самооценка – способность человека критически, строго оценивать свои способности и возможности. Люди, склонные к переоценке своих возможностей, идут на необоснованный риск. Особенно это опасно для руководителей. При заниженной самооценке человек нерешителен, долго колеблется с выбором.
  2. Самоконтроль – характеристика силы воли человека. Воля – способность человека заставить себя выполнить поставленную задачу. От самоконтроля зависит вся деятельность, исключение ошибок. Человек с низким самоконтролем допускает их неосознанно и много, не обращает внимание на сигналы и информацию.

    При хорошем самоконтроле есть чувство долга, ответственность. Человек иначе поступить просто не может, интуитивно делает все хорошо, четко.

  3. Профессиональное мышление можно разделить на практическое, конкретное, абстрактное и косвенное.

    Левое полушарие – наш компьютер – оперирует цифрами, расчетами, символами, отвечает за практическое, конкретное мышление и анализ. Правое – образы, творческое мышление, синтез. Левополушарные люди – программисты, экономисты, но не исследователи, воплощают чужие идеи. Правополушарные – создание нового, при чрезмерном развитии – ущерб практическому мышлению, много незавершенных идей.

    Человек не может одновременно и выдавать идеи, и их воплощать. Если приходится делать и то, и другое, то он разносит эти функции по времени.

  4. Уровень тревожности. Человек с низким уровнем тревоги меньше ошибается в сложных условиях, а с высоким уровнем – лучше первого работает в нормальных условиях.

    Если другие качества можно в себе воспитать, то выработать выдержку гораздо сложнее. Но если много тренироваться, то можно ряд ситуаций перевести из экстремальных в обычные.

  5. Уровень эмоций – реакция человека на внешнее воздействие. От этого зависит эффективность действий, особенно в коллективе. Плохи и высокий, и низкий уровень эмоций.
  6. Адаптация в коллективе. Робость, замкнутость, стеснительность мешают наладить контакты. Излишняя болтливость, нахальность раздражают других.

    Члены экипажа работают в небольшом коллективе. Любая мелочь может иметь огромное значение для безаварийной работы.

ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ФОРМИРОВАТЬ В СЕБЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЯ ЛУЧШЕЕ, ЧТО В НЕМ ЕСТЬ.

Почему мы выходим на воду

Мотивация деятельности оказывает чрезвычайно большое влияние. Она заставляет активно, заинтересованно, эффективно трудиться, работать над собой. Мотивация часто не имеет отношения к самой профессии. Играет роль новизна, рискованность и т.п.

Мотивы:

  1. В 1-е годы жизни на 1-м плане удовлетворение физиологических потребностей. У некоторых людей это сохраняется на всю жизнь.
  2. Наказание и поощрение работают не сами по себе, а так, как преподносятся. Одно и то же может быть и наказанием, и поощрением. Поощрение в 7 раз эффективнее наказания.
  3. Социальный аспект – мнение окружающих. Человек хочет хорошо выглядеть в коллективе, считаться отличным специалистом. Может отрицательно сказываться на безопасности и надежности при завышенной самооценке.
  4. Престижность. Человек повышает квалификацию, чтобы подольше работать в этой профессии.
  5. Высшая форма мотивации – интерес к работе, удовлетворение от того, что все получилось здорово. Это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ. Моральное удовлетворение значит больше, чем поощрения.

В случае нарушения мотивации человек не получает положительных результатов. Должна быть и перспектива для мотивации – куда расти. Иначе человек, научившись, уходит.

С возрастом ухудшается восприятие, скорость реакции, выносливость, но растет опыт. Невозможно за счет интенсивных методов в краткие сроки подготовить классного специалиста. При хорошем здоровье и положительной мотивации меньше всего ошибок допускают летчики 60 лет. В парусном спорте достаточный опыт приходит после 10 лет занятий.

Психологические требования

Определяются опасностью, риском. Лучше всего оцениваются с помощью тестов. Однако тестирование носит вероятностный характер, поэтому нельзя основываться только на нем. Другие методы диагностики:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • самооценка.

Главное требование – хорошая приспособленность психики к различным условиям.

Требования к ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ:

  • протекают в быстром темпе;
  • хорошо воспринимается внешняя ситуация;
  • умение выделить главное;
  • умение прогнозировать;
  • наблюдательность;
  • хорошая кратковременная и долговременная память;
  • оперативное мышление: сопоставление намеченного хода событий с фактическим для принятия решений и действий;
  • воля – способность контролировать свою деятельность и направлять на достижение целей.

Требования к ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЯМ:

  • умение концентрировать внимание на главном, распределять и переключать его;
  • сохранять устойчивость в течение необходимого времени;
  • умение быстро сосредоточиться;
  • устойчивость к эмоциональным напряжениям, стрессам;
  • умение активно подавлять отрицательные эмоции;
  • самообладание и выдержка;
  • мужество, решительность, целеустремленность, настойчивость, инициативность.

Требования к ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ ЛИЧНОСТИ:

  • практический тип мышления;
  • оперативность мышления;
  • способность быстро оценивать обстановку и принимать оптимальные решения;
  • развитие сенсорных (чувственных) навыков оценки обстановки.

А ТАКЖЕ:

  • скорость и точность реакций при выполнении решений;
  • способность быстро вырабатывать и перестраивать навыки;
  • адекватная самооценка;
  • самоконтроль решений;
  • адаптация в коллективе.

Психологическая подготовка

Типичные ошибки рулевого:

  1. неверная оценка ситуации;
  2. ошибочное решение;
  3. отказ от принятия решения или задержка в реализации;
  4. беспорядочные действия.

Причины ошибок:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • психологическая заторможенность;
  • нет навыков принятия решений в условиях дефицита времени и угрозы аварии;
  • переоценка собственных возможностей;
  • невнимательность.

Психологическая готовность выражается в способности держаться спокойно и уверенно в различных условиях. Цель психологической подготовки – научить управлять своим состоянием.

ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА:

  • в школе развивается логическое мышление, память, внимание, воображение, волевые качества, самоконтроль;
  • спорт – формирование воли, мотивации на достижение цели, способность мобилизовать резервы;
  • игры – способность общения, взаимопонимание.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА – мобилизовать психику на выполнение задания в любых условиях. Этапы:

  1. мысленное, образное продумывание плавания, его вариантов и ситуаций;
  2. образ закрепляется на тренажерах и тренировках.

Сложные ситуации:

  • слабая, неуравновешенная нервная система;
  • добиться психологической устойчивости почти невозможно, однако коллектив сильно влияет на проявление психологических качеств;
  • незаинтересованный человек – мотивация направлена не на успех, а на то, чтобы избежать неудачи;
  • агрессивность – все критикует, вспыльчив, конфликтен;
  • неуверенный – низко оценивает свои возможности.

Методы работы:

  • беседы специалиста;
  • коллектив;
  • тренинги и деловые игры;
  • аутогенная тренировка и самовнушение.

Идеомоторная тренировка

В парусном спорте часто нарушается главный метод спортивной тренировки – систематичность, так как внешние условия нельзя запланировать (сила ветра и т.д.) Поэтому с успехом может применяться метод проговаривания текста, описывающего последовательность действий рулевого и его ощущения. Все сидят в расслабленных позах прикрыв глаза и представляют себе то, что читает вслух тренер.

Самое главное психологическое качество – воля, от него зависит все остальное. А развитие воли зависит от мотивации. Лучшая тренировка воли – реальные трудности жизни.

Педагогические технологии

Технология – метод изготовления чего-либо, гарантирующий положительный результат. Технологии в педагогике – методы воздействия на личность, работающие независимо от личности педагога.

Вовлечение новичков в общую жизнь:

  1. дежурство;
  2. общая посуда и снаряжение;
  3. участие в микроколлективах, занятых конкретной деятельностью (экипаж, палатка, вахта). У коллектива есть имущество и орудия труда, за которые он отвечает, и есть командир. Результаты труда коллектива контролируются;
  4. возрастание ответственности с малого к большому (начиная с мытья яхты и посуды);
  5. привлекательный антураж, внешняя сторона (названия, ритуалы, оформление, звуковой ряд);
  6. бодрый, рабочий тон коллектива, хороший психологический климат.

Личность педагога:

  1. профессия "педагог" – не единственная у человека, а вторая, десятая и т.д.;
  2. вести себя естественно, искренне, проявлять эмоции (в меру);
  3. быть мастером своего дела, учиться всегда и везде;
  4. не скрывать, что чего-то не умеешь, но научиться лучше и быстрее всех;
  5. использовать свои сильные стороны;
  6. развивать слабые;
  7. хорошее настроение.

Принципы работы:

Главная цель – создавать перспективы для развития личности на всю дальнейшую жизнь.

  1. Будь последовательным.
  2. Что ожидаешь, то и получишь.
  3. Обещай только то, что сможешь сделать.
  4. Удивляй, создавай необычное.
  5. Воспитывай в себе чувство юмора.
  6. Не доводи человека "до ручки" угрозами и наказаниями. Культивируй самоуважение. Никто не будет поступать хорошо в роли "плохого ребенка".
  7. Если приходится наказывать – то это должно исходить от реалий жизни, а не от тебя.
  8. Не дели коллектив на касты.
  9. Опирайся на коллектив.
  10. Не придумывай лишнего.

Развитие коллектива

Группа людей – еще не коллектив. Коллективом она может (но не обязана) стать в процессе общей деятельности. На формирование коллектива решающее влияние оказывают:

  1. Общие цели.
  2. Тон коллектива.
  3. Общая деятельность.
  4. Перспективы коллектива в целом и каждой личности в отдельности.
  5. Сменяемость руководителей.
  6. Самоуправление – решение задач своего уровня компетентности на своем уровне и делегирование полномочий.

Коллектив развивается так же, как любая система. Он должен решать все более сложные задачи, чтобы не происходило застоя. В его жизни могут происходить кризисы, которые надо рассматривать как "направляющие затрещины". Большую пользу в планировании развития коллектива могут оказать методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы менеджмента, которые рассматриваются во 2-й части курса «Инструктор по парусному спорту».

********************

запчасти для apple;Посмотрите отзывы про XH65BMTU по спец предложению;
Оцените этот материал!
Добавлено: 07.12.2010 04:05 пользователем grv87  | Просмотров: 2576  | Рейтинг: 5.0/5
Комментариев нет
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Вход
» Разделы
Парусная школа [11]
История парусного спорта и флота [5]
Специалистам по организации досуга (Вожатым) [8]
Туризм [2]
Техническое творчество [0]
Педагогика [2]
» Реклама
» Поиск
» Социальные сети

Создайте закладку этой страницы в социальных сетях!

» Случайное фото
» Реклама